«Дурочка и зэк»: социальная сказка или разговор о наболевшем?

14 октября 2017 в 01:16
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Театр...Это нечто таинственное, непостижимое, манящее. Он воспитывает и лечит, там происходит невидимая работа - работа души. Но только от человека зависит, впустит ли он в душу то, что доносится с подмостков, и откликнется ли в нем это.

Нам удалось приоткрыть завесу тайны и побывать на генеральной репетиции спектакля с нашумевшим названием «Дурочка и зэк» , а после вживую пообщаться с автором, режиссером и актерами одного из составов пьесы.

Трагикомедия «Дурочка и зэк», нелепая и смешная, но в то же время трогательная и грустная история о любви, поставлена на сцене Могилевского драматического театра по одноименной пьесе драматурга Владимира Лидского. Владимир помогал адаптировать произведение к нашей сцене и накануне премьеры спектакля специально приехал в Могилев, чтобы своими глазами все увидеть и даже побеседовать с заинтересованными в творчестве людьми.

На сцене всего два главных персонажа: он и она. Он - зэк, уголовник и мошенник. Она - дурочка, и не просто наивная глупышка, а женщина с особенностями психики и глубокой душевной травмой. Оба героя одиноки, оказавшись за бортом жизни и общества. Как и все, они мечтают о счастье, о любви и верят в чудо. Весь спектакль построен на их диалоге, через который раскрывается множество социальных и нравственных проблем.

Главная героиня потеряла в автокатастрофе родителей, а вместе с ними и способность привычно для нас воспринимать вещи. Она не такая, как все, она - дурочка. Но это вовсе не значит, что она ненормальная, как справедливо заметил постановщик спектакля Андрей Гузий, известный белорусский режиссер:

«Это как раз-таки мы ненормальные, а она - нормальная!»

И вправду, когда мы слышим из уст главной героини «я верю, что люди добрые», «надо говорить правду», «мечты должны сбываться», мы уже считаем человека ненормальным. А все потому, что этим простым христианским заповедям мало кто следует в современном мире. И из всего окружения «дурочки», каким бы парадоксальным это не казалось, нормальным оказался только зэк. Ни тетя, ни летчики, которые над ней смеялись и обманули ее, а зэк!

А почему главный герой пьесы - зэк - стал уголовником? Да просто за то, что будучи еще ребенком, в 14 лет, украл мороженое и маме привез, оставив на месте преступления записку с адресом. Из-за этого его теперь не принимает общество?!

Владимир Лидский очень метко формулирует основную мысль своего произведения:

«Ценности в современном обществе сильно поменялись, и не в лучшую сторону. Конечно, в эту сказку никто не поверит, но может мы задумаемся, как нам существовать, кто мы такие, и почему мы делаем из нормальных людей изгоев. Истинные слова потеряли истинный смысл. Мы утратили истину слов».

А главная героиня дурочка, потому что она говорит эти истинные слова: «я хочу любить», «нужно быть честным», «все люди хорошие», «душа живет вечно».

Как точно подметил режиссер, пьеса «Дурочка и зэк» - это предлог, повод для разговора. Разговора о нас с вами, о каждом из нас, а не о главных героях. Они ведь только персонажи, а мы - люди живые.

Персонаж «дурочки», по словам автора, был списан отчасти с женщины, которая жила по соседству и, как и героиня, была немного «не от мира сего».

На вопрос, насколько сложно играть не совсем здоровых людей, актриса Анна Кушнер, в спектакле - дурочка, отвечает:

«А у меня не было задачи играть именно нездорового человека. И потом, у каждого нездорового человека есть что-то, что для него кажется абсолютно нормальным, это просто будет ненормальным для остальных. У моей героини свой мир, она в это верит, а окружающим проще эту «необычность» ее мира называть болезнью».

Она не больная в общепринятом смысле. Да, была авария, из-за которой что-то сдвинулось с правильной оси чуть-чуть. Вот этот грамм ненормальности проецируется в обществе и общество дает свой ответ.

«Ты - ненормальная, ты не человек - ты полчеловека», - говорит ей тетя, решая ее судьбу и тем самым лишая ее возможности любить и быть счастливой.

А она, «дурочка», нормальнее всех окружающих.

«Поэтому актриса играет вполне адекватного человека», - отмечает Владимир Лидский. - Она играет человека, каким он должен быть, если конечно он человек».

С мужским персонажем, зэком, которого играет Руслан Кушнер, такая же ситуация: из всего окружения девушки только этот зэк и смог пожалеть ее, понять и подарить частичку тепла.

Руслан настолько эмоционально и с надрывом проживал свою роль, что после спектакля в беседе был практически без голоса.

«Надо же было донести» , - улыбаясь прохрипел он.

К слову, есть и второй актерский состав, который играет эту пьесу не менее талантливо: Ирина Дунченко и Николай Романовский.

Когда зэк ворует вещи, но потом возвращается с ними, потому что ему стало стыдно - он уже в этот момент становится Человеком в высоком понимании этого слова!

«Ты понимаешь душу, ты чувствуешь сердце»,- говорит он дурочке.

И как много в этом смысла! И не сдержать слез - настолько откликаются эти мощные эмоции в душе.

Нельзя не сказать, что эта пьеса - одно из самых добрых и душевных творений Владимира Лидского (Михайлова). Автор ведь занимается не только драматургией, но и прозой. Проза у него в основном историческая и, по собственному признанию, «очень тяжелая, черная и страшная».

«Но в этой пьесе хотелось уйти от этого ужаса, который преследовал меня в прозе, и я думаю - получилось. И режиссер подчеркнул все, что я хотел сказать. Даже несмотря на то, что есть некоторый негатив в пьесе, и что есть некоторые вопросы к человеческой сущности, все-таки оптимистический финал позволяет верить в человека. И ради этого наверное пьеса и была написана».

Ко всему прочему, «Дурочка и зэк» стала лауреатом Международного конкурса русскоязычной драматургии «Действующие лица-2014» и кроме Могилевского драматического театра была поставлена в России, Украине и даже идет за границей. И каждый театр открытый финал пьесы интерпретирует по-своему.

Но как бы там ни было, автору удалось через эту социальную «сказку» вывести рецепт счастья, и он предельно прост:

«Мне холодно, тебе холодно...Давай обнимемся - и будет тепло».

Эта пьеса - живое доказательство тому, что о серьезных вещах можно говорить легко.

Так что ищите спектакль в нашей афише, спешите на премьеру, чтобы почувствовать это тепло, получить эмоциональный отклик и через искусство стать пусть и чуть-чуть, самую малость, но лучше!

Информационный отдел vMogileve.by
Репортаж Юлии Костенко

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

Чтобы комментировать, или войдите через ВКонтакте.