«Мое святое ремесло»: фееричный мастер-класс Геннадия Тростянецкого в Могилеве

23 марта 2018 в 14:41
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

В рамках программы форума «М@rt.контакт-2018» Могилев посетил гуру российской режиссуры, один из лучших педагогов нашего пространства, профессор Геннадий Рафаилович Тростянецкий. И не просто посетил, но еще и дал фантастический урок актерского мастерства. И даже согласился на небольшую беседу о театре!

На его мастер-класс примчались не только могилевские студенты и действующие актеры. Гости форума тоже не хотели упустить возможность получить бесценные советы, практику и заряд эмоций от лауреата множества знаковых театральных премий, талантливого педагога и просто невероятной личности.

Отправились на мастер-класс и мы, чтобы воочию увидеть легендарного наставника и гениального режиссера.

«Я понятно говорю? Можно улыбнуться!»

Вот, он входит в класс, и одним движением руки создает железную дисциплину и настрой на плодотворную работу среди шумной студенческой толпы. Потом очень умело разряжает обстановку тонким юмором и остроумием. И снова совет не расслабляться. Чего только стоит его любимая реплика: «Я понятно говорю? Можно улыбнуться!». Все в динамике, настроении. Каждый его жест, взгляд, ремарка...все нужно, нет ничего лишнего!

В этом концентрате знаний, опыта, человеческой глубины буквально растворяешься. Смотришь вокруг — и видишь завороженные лица, горящие глаза и открытые рты слушателей. Они жадно ловят каждое слово и движение педагога, боясь упустить самое важное.

«Театр — это миссия, а не клуб хороших людей!»

«В актерском деле важно быть профессионалом, который занимается человеческой душой и каждый вечер взрывает человеческое сердце. И даже если среднестатистический русский человек ходит в театр четыре раза за всю жизнь, задача актера — сделать так, чтобы он запомнил спектакль и это перевернуло его жизнь. Театр — это миссия, а не клуб хороших людей!», — мощно обосновывает важность актерской профессии Тростянецкий.

Для работы с театральной молодежью педагог подготовил не только теорию, но и много практики. Случайно сформированными группами ребята за полчаса готовили этюды на заданные темы. Это так волнительно — показывать свои способности перед педагогом такого уровня. Кусая губы, переступая с ноги на ногу, ребята все же выходили и играли. И пусть неидеально, и пусть им указали на много ошибок. Но главное здесь — что они это сделали, а значит хотят расти и развиваться на выбранном пути.

«Сразу видно, Мастер, огромный талант и потрясающий человек!»

«Мы думали, что будет что-то вроде лекции, а тут... Мы в приятном шоке! У него бешеная энергетика, он прямо заряжает! Ты слушаешь буквально с открытым ртом. Сразу видно, Мастер, огромный талант и потрясающий человек! Мы рады, что он указал нам на ошибки, и знаем теперь, над чем работать», — делятся впечатлениями ошарашенные происходящим студенты местного колледжа искусств.

Современный человек идет в театр «в надежде увидеть там живое...»

Есть мнение, что театр — развлечение для узкого круга людей, нынче немодное. Но, к удивлению, налицо противоположное подтверждение: интерес современной молодежи к театру сегодня растет с огромной скоростью. Подтверждает это и Геннадий Тростянецкий, объясняя это возможно тем, что современный человек, который весь в гаджетах, идет в театр «в надежде увидеть там живое, взять это живое руками и задышать одним воздухом».

«Не хватает знаний, пропущенных через сердце»

На вопрос, чего не хватает современной молодежи, Тростянецкий отвечает: «Знаний, пропущенных через сердце». Мощная фраза, и в комментариях не нуждается...А призвание актера — показать людям, какие они есть на самом деле.

«М@rt.контакт» Геннадий Рафаилович посетил впервые, хотя спектакли его уже не раз показывали в рамках фестиваля. И тут уж грех не воспользоваться случаем и не задать хоть несколько вопросов признанному в России и за рубежом мастеру театральной режиссуры.

«Он не должен быть капризным: девочка Наташа может быть капризной, но не режиссер»
У Вас за плечами огромный режиссерский и педагогический опыт. Какими качествами должен обладать студент или молодой актер, чтобы вы хотели с ним работать как педагог или режиссер?
Я не могу ответить однозначно...Человек приходит, и одно его желание — это уже много. Я чаще дам роль человеку талантливому, который очень хочет, но у него не очень хорошо получается, чем человеку талантливому, но заносчивому. Практика мне показала, что если человек очень хочет сыграть роль, как правило, с ним можно замечательно ее сделать. На самом деле трудно выделить какие-то определенные качества, которые необходимы режиссеру. Например талант...Талант создавать вторую реальность, мыслить образно. Но, с другой стороны, образно может мыслить и художник-живописец, и композитор...Режиссер должен обладать любовью к работе с другим человеком, к встрече с другим человеком. Страсть должна быть! Ну и, конечно, воля...Он не должен быть капризным: девочка Наташа может быть капризной, но не режиссер. (Шутит). А дальше от личности многое зависит. Я недавно расстался со студентами, которые по-человечески себя проявили неправильно, плохо. Я представил их в профессиональном театре, с живыми людьми...и отчислил их.
«До того, как я вошел в зрительный зал, я все спектакли считаю ключевыми»
Какие спектакли в рамках форума считаете ключевыми и наиболее интересными?
Я не видел ни одного из этих спектаклей раньше. Поэтому до того, как я вошел в зрительный зал, я все спектакли считаю ключевыми. Потому что «М@rt.контакт» вышел сейчас в число лидеров. Это были не просто слова, когда на открытии говорили, что фестиваль уже известен и за границей. И слоган очень хороший. Слоган «БалДом» (театр-фестиваль «Балтийский дом», прим. ред.) плохой, а «М@rt.контакт» — хороший слоган. (Смеется).
«На каком бы языке ты не играл, произнося фразы с правильной интонацией, ты будешь услышан и понят»
Первым форумным спектаклем был казахский «Колодец». Ваше впечатление от него положительное? Были недостатки, на Ваш взгляд?
Спектакль тяжело воспринимался, отчасти по причине перегруженности текста и действия. Мои замечания просты: если вы выбираете текст, то тогда начинайте заниматься звуком, интонацией. И тогда на каком бы языке ты не играл, произнося фразы с правильной интонацией, ты будешь услышан и понят.
«Я, как зритель, должен быть взволнован после спектакля»
А чтобы Вы назвали спектакль хорошим, каким он должен быть?
Хорошим! (Смеется).При подготовке спектакля начинать нужно не с того, чтобы искать другую музыку или декорацию — нужно искать, как существует артист в каждом конкретном спектакле и материале. Именно поэтому Мольера нужно играть одним способом, а Шекспира — по-другому. А как зритель я должен быть взволнован после спектакля. И девушка, с которой я пришел, она тоже должна быть взволнована. (Шутит). На вопрос, как играть любовь, Станиславский тут же ответил: «Хочется трогать». Это значит, что хочется опять возвращаться к спектаклю. И закрывая глаза, мы бессознательно заново проигрываем такой спектакль, все время его трогаем... Вот каким должен быть спектакль!
«Горжусь своим учеником!»
Ваша ученица Камиля Хусаинова работает на этом форуме с мастерской молодой режиссуры. Да и многие Ваши выпускники сегодня — известные режиссеры. Какие чувства, эмоции Вы испытываете, видя их успехи?
Чувства самые разнообразные. На последней «Золотой маске» (Национальная театральная премия) мой спектакль «Белый Петербург» был выдвинут по восьми номинациям, но взял две — дирижер и лучшая мужская роль. При этом мой ученик Рома Феодори тоже был выдвинут в разряде музыкального театра. И он, мерзавец (с улыбкой), взял тоже две маски — за режиссуру и за спектакль! Вот вам, пожалуйста. У меня радость, смешанная с досадой! Ну конечно возникает гордость, как и у моего учителя, Георгия Товстоногова. Помню, когда мне вручили Государственную премию, от него пришла телеграмма: «Горжусь своим учеником!» Хорошо ведь это? Конечно, ведь это продолжение! Я же его продолжал, и он понимал, что все не зря. Так и я, конечно, горжусь своими учениками!

Слушая этого мудрого и поистине глубокого человека, понимаешь: любое ремесло становится святым, когда пропущено через сердце!

Информационный отдел vMogileve.by. Юлия Костенко

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

Чтобы комментировать, .