«Кофейные волны», specialty кофе и при чем тут Могилев

18 марта 2019 в 14:24
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Все чаще мы слышим, что кофейная культура волнобразна, и что если уж и пить кофе, то specialty. Попробовали разобраться, в чем же суть «кофейных волн», на гребне какой быть не стыдно и куда идти в Могилеве, если хочется ощутить всю глубину современной кофейной реальности.

Первая волна: кофейный масс-маркет

Принято считать, что кофейные волны сменяли друг друга, и каждая новая отправляла предыдущую в небытие. Но это не совсем так. Люди, влюбленные в кофе, знают, что все три волны прекрасно сосуществуют и сегодня. Но все же, с чего все начиналось. С первой волной связывают период, когда массовое потребление кофе сильно возросло, но никто не задумывался о его качестве. Главное — источник кофеина, а вкус — дело вторичное. Поэтому популярностью пользовался дешевый растворимый кофе. И хоть первая волна началась примерно в 60-х годах прошлого века, продолжается она и по сей день. Популярные Nescafe, Maxwell House, Jacobs и прочий кофейный масс-маркет — это все первая волна. Количество в этом случае важнее качества. Главное, чтобы хватило и дома, и в офисе, и на улице.

Вторая волна: дело в удовольствии

С приходом второй волны появился уклон в сторону качества. «Кофепитие» стали рассматривать как процесс наслаждения вкусом напитка. Люди начали понимать, что кофе разных сортов и разного происхождения отличается по вкусу. Стал популярным кофе в зернах. Появились кофемашины и множество кофеен вроде Starbucks. Обжарка кофе в основном была темной. Чтобы гостеприимно замаскировать вкус некачественного кофе, в напиток начали добавлять молоко, сливки, сиропы. Так популярность обрел не только суровый эспрессо, но и любимые многими латте, капучино, irish. В общем, понятно, что из Могилева вторая волна не уходила и уходить не собирается...

Третья волна: больше, чем кофе

Третья волна — эта попытка проникнуть глубоко в кофейную культуру, ощутить всю палитру вкусов. Здесь важна вся цепочка от выращивания до попадания кофе на столик: производство, импорт, обжарка и приготовление. Главное отличие — specialty кофе (кофе высокого качества). Используется только светлая обжарка. А чтобы раскрыть многогранность вкуса кофе, популярностью пользуются альтернативные способы заваривания. Третья кофейная волна сделала важным не только — что ты пьешь, но и эстетику — из какой посуды, в какой атмосфере. Главный проводник между кофеманами и кофеиновым зельем — бариста. Он знает о напитке все и может рассказать о делах кофейных то, чего вы не знали.

Есть ли кофейни третьей волны в Могилеве?

Уже понятно, что первая и вторая кофейная волна от нас не уходила. А дошла ли до нас третья? Минск, например, кофейнями «третьей волны» не обижен. И Могилев волна все же зацепила, судя по одному яркому представителю — «Мир 23» . Спросите, с чего мы взяли, что «Мир 23» — это третья волна? Логика тут весьма проста: кофейня соответствует всем принципам высокой кофейной культуры, начиная от минимализма в интерьере и заканчивая альтернативой машинной варке кофе. Встретились с основателями хайпового заведения, Игорем и Романом, и узнали секреты вкуснейшего кофе в Могилеве.

Минимализм в интерьере и обслуживание

Для тех, кто не был, расскажем, что первое, на что обращаешь внимание в кофейне: минимализм в интерьере и ненавязчивое, но внимательное обслуживание. Абсолютно простая мебель, белые, местами с минимальными черными росписями, стены, абсолютно простые конструкции светильников. Подача напитков и десертов тоже максимально проста, но при этом на удивление эффектна. Деревянные подставочки и стильная посуда приглушенных тонов вкупе с атмосферой составляют особую гармонию. Приятно пить, приятно смотреть, приятно находиться...

Specialty и светлая обжарка

Владельцы кофейни — позитивные молодые люди, которые много знают о кофе и буквально фанатеют от того, чем занимаются. Поэтому они открыли не бар, не ресторан, а создали более узконаправленный проект, тот, в котором нравилось развиваться самим и которым хотели поделиться с людьми.

Хочется, чтобы люди пили «правильный» кофе, чтобы начали разбираться, что такое хорошо, а что есть плохо. Наша цель — повышать культуру гостей и нести добро. Ведь далеко не все знают, что кофе может быть разным, а кофейная индустрия очень похожа на винную. Ведь мы отличаем хорошее вино от плохого, и культура питья уже присутствует. То же самое можно делать и с кофе.
Хочется, чтобы люди пили «правильный» кофе
Мы работаем только с категорией specialty кофе. Это не просто название, specialty — это отдельная культура. Во-первых, это кофе повышенного качества с оценкой не менее 80% . Во-вторых, это прямые поставки — работа напрямую с фермерами, которая построена на честных взаимоотношения. Далее — свежая стопроцентная арабика (в случае specialty — только арабика) проходит среднюю обжарку. Это нужно, чтобы максимально раскрывать вкус кофейного зерна.

В среде профессионалов существует задача: все процессы, через которые проходит кофе, собранный с плантаций, должны либо подчеркнуть вкус кофе, либо, как минимум, его не ухудшить. Задача обжарщика и бариста — максимально все это сохранить и донести до потребителя.

Альтернативные способы заваривания

Кроме того, что в «Мир 23» вам всегда вкусно заварят кофе традиционным способом и красиво его оформят, в кофейне практикуют и альтернативные способы заваривания. Это ручные методы, которые позволяют максимально раскрыть вкус черного кофе. Ведь в зависимости от особенностей произрастания, региона, каждый кофе будет раскрываться по-разному: могут присутствовать цитрусовые ноты, ягодные, вкус шоколада. Кофе, заваренный альтернативным способом, пьется без сахара, молока и каких-либо добавок, чтобы максимально раскрыть вкус и потенциал черного кофе. Теперь вы знаете, что придя в «Мир 23» можно заказать альтернативу привычному кофе и немного «погурманить».

Авторские напитки и натуральные ингредиенты

Все авторские напитки, как кофе, так и чаи, готовятся здесь из натуральных ингредиентов без использования промышленных сиропов. Например, «Раф голубика» в кофейне готовится из натуральных ягод голубики, а для «Рафа печеное яблоко» специально запекают яблоки с корицей. Если в кофе добавляются орехи, то их обжаривают и перемалывают прямо на месте. Основная цель — не закрывать вкус кофе, а подчеркнуть его натуральными ингредиентами. Достойная позиция, которую в Могилеве мы больше нигде не встречали, во всяком случае пока...

Чай ребята тоже получают через прямые поставки, поэтому в кофейне вы не найдете заезженного коммерческого чая. Кроме того, здесь готовят фирменные авторские напитки из натуральных компонентов: облепиха, малина, тимьян, чабрец, вишня, бадьян... Ароматы пленяют, вкусы удивляют, эстетика завораживает.

Как выбрать кофе?

Чтобы разбираться в кофе, важно знать несколько важных нюансов. Собрали советы от профессионалов, как не ошибиться с выбором, где достать и как заварить тот самый «правильный» кофе.

Совет 1

После обжарки кофе живет приблизительно два месяца. Дальше зерно стареет. Сделать вывод, есть ли свежий кофе в магазине — не составит труда.

Совет 2

Максимально подчеркивает вкусовые качества кофе светлая обжарка. Темная обжарка делается для того, чтобы скрыть дефекты самого зерна: низкое качество, дешевизну. Есть категория «коммерческий кофе», где все упаковки рассыпаются «из одного чана». Такой кофе обжаривают «втемную», тем самым запекая его, чтобы скрыть недостатки. На выходе мы получаем привычно горький и привычно «никакой» кофе.

Совет 3

Хороший черный кофе не должен быть горьким. Горечь — это скорее побочный продукт обжарки. А вот присутствие различных нот фруктов, цитрусов, шоколада, ароматов специй, орехов, сухофруктов — норма для достойного кофе. В мире категория specialty кофе занимает 20% от всего кофе. Это означает, что хороший кофе становится доступным. И абсолютное заблуждение, что настоящий кофе — это всегда дорого. Кофе на полке в кофейне может быть по цене привычного кофе, который мы покупаем в магазине. А разница во вкусе будет колоссальной.

Выводы

Если вы хотите купить хороший кофе, то нужно идти не в гипермаркет, а как минимум в specialty кофейню. Там вам смогут подсказать, какое лучше взять зерно и даже смолоть его. Для Европы нормально — пить дома кофе, купленный в местной кофейне. У нас к этому еще не пришли. Но будем надеяться... А качественное и хорошо смолотое зерно заварить не составит труда и в домашних условиях. И можно наслаждаться кофе, не выходя из дома.

По Станиславскому любовь — это «хотеть касаться». Так вот, минуя все волны, сложные процессы доставок и производства «спешелти» кофе, выразить любовь к этой культуре можно одним словосочетанием —«хотеть наслаждаться», причем как вкусом, так и эстетикой подачи. Именно это ощущение говорит о том, что кофе правильно вырастили, транспортировали, обжарили и уже в кофейне правильно заварили и красиво подали. А если гость в итоге недоволен, ему невкусно и он не наслаждается процессом, то все перечисленное — бессмысленно.

Юлия Костенко для vMogileve.by

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

4 комментария
Вероника Калакустова
18 марта 2019 в 14:46
Выглядит очень вкусно. Ням!)
Ольга Степанченко
18 марта 2019 в 20:05
Мне туда нельзя - я там буду жить)))
Юлия Костенко
18 марта 2019 в 21:27
Очень советую попробовать — действительно достойный кофе, лучший в городе на сегодняшний день!
Вероника Калакустова
19 марта 2019 в 12:40
А я вот интуитивно чувствовала, что не правильно, когда кофе отдает углём :D
Чтобы комментировать, .