Показ смешной и одновременно трогательной народной комедии «Без Егора будет горе» стартует 25 января в Могилеве. Премьера приурочена к 70-летнему юбилею автора одноименной пьесы — Василя Ткачева.
Жанр народной комедии всегда хорошо принимается зрителем. Именно поэтому выбрал эту пьесу и воплотил ее в жизнь на театральных подмостках Могилева московский режиссер и художник-постановщик Александр Дольников.
«Первую пьесу Василя Ткачева «Седой аист» я ставил тоже на сцене Могилевского театра. А сейчас, когда драматургу исполнилось 70 лет, я решил вернуться к народной комедии», — поясняет Александр выбор пьесы.
Смотришь спектакль — и удивляешься его вроде незаметной на первый взгляд глубине. Это не просто комедия, это кувшин, наполненный информацией.
Показывая жизнь трех персонажей — деда Егора, бабки Окрошки и молодой вдовы Павловны — и их любовный треугольник в деревне с интригующим названием Шкирдюки, спектакль поднимает множество социальных и нравственных проблем. В нем соединяются смех и слезы, юмор с серьезными размышлениями о смысле и ценности человеческой жизни. Это не просто комедия — это комедия, переходящая в драму.
Кто такой Егор, наш главный персонаж? Это простой деревенский мужик, без которого «будет горе» не только двум его соседкам — без простого мужика, его юмора и жизнелюбия, горе будет всему обществу.
Простой народ — настоящий во всем, а в проявлении эмоций особенно. Честно и искренне Егор признается Окрошке, что «не льнет к ней его душа». Хоть и женщина она хорошая, но любил он всю жизнь, самозабвенно и безответно, местную учительницу Павловну.
Да, деревня Шкирдюки вымирающая, там осталось всего три жителя. Но несмотря ни на что, герои не теряют своего позитива, не теряют себя. Получается такой смех с налетом грусти, потому что все-таки они — пожилые люди.
А ведь главные роли в спектакле сыграли лучшие актеры могилевской театральной труппы: заслуженные и неповторимые Григорий Белоцерковский и Василий Галец, неподражаемая Галина Угначева и мудрейшая Галина Лобанок.
Но заняты в спектакле и молодые актеры. Почтальон Оля пишет письмо в Москву в передачу «Жди меня», обращаясь тем самым ко всем зрителям, чтобы те дети, которые бросили и забыли стариков, вспомнили наконец о своих родителях:
«Не забывайте своих родителей, пишите им, звоните, дарите подарки, черти вы эдакие!»
И этот монолог становится эмоциональной и смысловой кульминацией спектакля в финале.
Взаимоотношения между детьми и их родителями — главная и самая драматическая проблема не только спектакля, но и всей нашей жизни. Это важно не только сегодня, не в какой-то день или какой-то год — это важно всегда! Мы забываем родителей, которых очень любим. А забывая, теряем что-то важное, без чего не может жить человек.
«Я тоже жалею, что в последние годы мало заботился, мало уделял внимания своим родителям», — признается в беседе Александр Дольников.
Почему именно народная комедия? Василь Ткачев — сам «плоть от плоти народной». И ему не нужно придумывать белорусский народ, он сам вбирает в себя эти народные реакции: добро и зло, любовь и ненависть, правду и ложь. И все это звучит в нем органичто. Когда на сцене присутствует простой крестьянин-мужик, Егор, в его острых, но добрых шутках, мы находим ответы на многие вопросы нашей жизни.
Даже размышления о смерти из уст простого «мужика из народа» звучат легко и непринужденно.
«Еще Иван Шемякин заметил в Василе Ткачеве, молодом начинающем тогда писателе, редкий дар — говорить смешно о серьезном», — отмечает режиссер спектакля.
Поэтому в спектакле соединяются смех и слезы. Много здесь размышлений и о нашей малой родине.
«Как хорошо, что есть у нас своя «вёсачка»! Красота!», — восклицает Егор, глядя вокруг.
На сцене звучит большое количество народных песен, которые актеры поют вживую и при этом танцуют. Это создает восприятие материала как «нашего», родного, близкого сердцу.
«Мы старались, чтобы эмоции актеров на сцене и эмоции зрителей в зале в финале спектакля сошлись в единое целое», — говорит режиссер.
И, надо отметить, это получилось! Остроумные шутки, добрые улыбки, много положительных эмоций, но в то же время глубокие размышления о вечном — все это дает огромный эмоциональный толчок и заряд.
В вопросе сценографии, по словам режиссера, бытовое решение вроде избы, стола, окошка, даже не рассматривалось. Было решено обратиться к более нешаблонному подходу: белый квадрат. Этот квадрат, по выражению Казимира Малевича, очень символичен: он является белой бездной, куда уходит все видимое и невидимое. Туда, в эту бездну, уходит деревня, эти старики, туда ушла целая эпоха. И в тоже время этот квадрат рассматривается как национальный момент - ворота.
Эта сложная в своей простоте постановка — размышление о серьезных вещах. Человек должен помнить, откуда он родом и кто дал ему жизнь. Без понимания этих вечных ценностей движение вперед невозможно.
Хотите лично прочувствовать добрый юмор и эмоциональный посыл спектакля — спешите на премьеру! Подробное расписание премьерных сеансов — в афише.
Информационный отдел vMogileve.by.
Материал подготовила Юлия Костенко
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.