Субботний вечер. В Могилевском драматическом театре премьера спектакля «Купание с акулами» по пьесе Дона Нигро «Морской пейзаж с акулами и танцовщицей». Пьесу известного американского драматурга представил могилевским зрителям режиссер Владимир Петрович. «Купание с акулами» – это честная история отношений между мужчиной и женщиной. Даже слишком честная…
Небольшой домик на берегу океана. В нем живет 30-летний библиотекарь и начинающий писатель Бен. Живет, судя по всему, тихо: в домике только книги, пишущая машинка и мебель. Наверное, так бы и шла его жизнь дальше, если бы в нее, как морской шторм, не ворвалась Трейси.
Бен спас ее: девушка тонула в океане, хотя потом неистово доказывала, что это был танец в воде. Оправившись от шока и обморока, девушка сразу устраивает скандал своему спасителю. Она обзывает его дом лачугой, швыряется вещами, называет его трусом и неудачником, обвиняет в изнасиловании, а затем называет евнухом. Бен терпит ее нападки и старается не поддаваться, но все же немного срывается. Он пытается вести себя как взрослый, войти в ее положение, а она ведет себя как загнанный в угол зверек. Но все же Бену удается успокоить истеричку. Она даже рассказывает историю своей жизни: про «принца, торгующего дурью», его уход, завораживающих «акул с глазами маньяка» и танец в воде. Затем Трейси порывается уйти, но все же решает остаться, опять обвиняет его в попытке изнасилования, а потом сама идет к нему в постель. На следующее утро они ведут себя как счастливые влюбленные, и девушка остается с Беном.
С первых минут между ними начинается борьба, битва не понятно за что и почему. Она нападает на него, обвиняет его в своих недостатках (например, в боязни темноты, хотя это ее страх) и бьет по слабым местам. Его вроде бы обвинить не в чем, Бен честно старается сдерживаться, это напоминает поведение отца с маленьким несмышленым ребенком. А с другой стороны – совершенно не понятно, каков он внутри.
Их отношения заходят очень далеко: она находит работу в баре (ему это не нравится), начинает учиться, они все также продолжают свою войну. В конечном итоге выясняется, что Трейси беременна. Это приводит ее в отчаянье, ведь «дети делают из нас стариков». Бен пытается уговорить ее, что все будет хорошо и он рад. Но, когда описывает их будущую жизнь, полную проблем и забот, становится понятно: ему тоже страшно, и он не готов. «Не расстраивайся. Урон уже нанесен», – говорит девушке Бен. Трейси знает, что он не хочет ребенка, хотя, судя по всему, Бен и сам себе в этом не признается. По итогу, она решает сделать аборт. Он бесится, угрожает, что не будет после этого с ней спать и жить. Его больно ранит то, что Трейси приняла это решение без него.
Она возвращается от врача и снова начинает скандал. Говорит, что еще в детстве поклялась никогда не брать ответственность за живых существ, потому что все ее любимцы погибли под колесами машин (ее семья жила у трассы), признается, что правда хотела ребенка от него, но испугалась, и снова порывается уйти. «Я испорчу тебе жизнь», – говорит она. Бена это не пугает: «Я выбираю тебя». А она стоит на своем: «Я ухожу». На этом заканчивается история. Не понятно, что ждет героев дальше. Ясно лишь одно – хэппи энда не будет.
В спектакле, как и в жизни, нет «чистых» цветов, только полутона. Нельзя решить, кто из них виноват больше: может проблема в истериках и неадекватности Трейси, или во всем виноват Бен со своим правильным взглядом и сдержанностью, граничащей с неискренностью. Найти ответ невозможно, да и нет в этом необходимости. Это история, скорее констатация факта, чем драма или трагедия. Герои не вызывают сочувствия, потому что их отношения просто не могут быть иными. За весь спектакль между ними ни разу не прозвучало слово «любовь». Да и можно ли назвать это любовью. Они просто пытаются уничтожить друг друга: Трейси делает это из-за ненависти к себе (которой требует и от Бена), а он – из-за неспособности быть искренним на сто процентов, быть собой.
Сложные отношения героев подчеркиваются с помощью света: когда все хорошо, свет теплый и нежный, в очередной скандал он становится холодным и отталкивающим. А внутренние переживания Бена и Трейси отражает проекция. Например, когда Бен понимает, что Трейси не собиралась рассказывать о ребенке, сцена становится белой, а по герою расползается черное пятно. Периодически звучит музыка, но она скорее дополняет общее настроение, чем создает свое. Все действие происходит в гостиной домика. В нем даже было бы уютно, если бы не канат, который превращает сцену в ринг.
Короче говоря, эта история не для романтиков. В ней нет выхода и решения, есть просто борьба, запутанная, сложная, изнуряющая. Борьба, которая лишает возможности дышать и не дает надежды. Нет абсолютно никакого желания делать выводы и прогнозы, кого-то из них осуждать или жалеть. Нет и желания опротестовать мысли, высказанные в спектакле, но и согласиться с ними не представляется возможным. Наверное, так и должно быть, когда купаешься с акулами.
Фотографии с предпоказа спектакля «Купание с акулами». В ролях: Анжелика Барчан, Даниил Самкнулов.
Информационный отдел vMogileve.by. Ксения Труш
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.