50 человек, музыка Земфиры и стихи Веры Полозковой — в пятничный вечер в «Небо» свершилось чудо. О незавершенном гештальте и не умершей поэзии в заметках неравнодушного филолога.
Говорить о своей любви к поэзии могу бесконечно. Все-таки за плечами 4 года филфака. А вот говорить о чувствах к Вере Полозковой начала совсем недавно — до этого мне, выросшей на Пушкине и Цветаевой, это казалось моветоном. Но время, как известно, меняет многое. Литературные вкусы и предпочтения — в том числе.
А потому, когда мой друг (администратор театра «Факел») сказал, что ребята из театра готовят поэтический вечер и будут читать Полозкову, радости не было предела. И единственный вопрос, который действительно не давал покоя: как дождаться?
Когда день Х все-таки наступил, я позвонила в «Небо», чтобы заказать билет. Приятный голос администратора сообщил, что на событие зарегистрировалось много людей, а потому прийти лучше пораньше. Хм. Вечер пятницы и чтение стихов? «Да ладно», — подумала я. Но почему-то подошла ровно за полчаса до начала. На авось.
И интуиция меня не подвела. Более 50 человек пришло послушать современную поэзию. Настоящий аншлаг. Не поленилась найти режиссера «Факела» Катю Насонову и спросить, что она думает по этому поводу.
Мне тоже стало интересно, что заставило могилевчан в пятничный вечер пойти не в клуб или домой, а прийти в «Небо» за порцией литературного удовольствия.
Мария, зритель: «Я очень люблю творчество Полозковой. Еще с тех самых пор, когда она писала в ЖЖ. Была на всех ее концертах в Минске. Поэтому и сегодня здесь. И не одна — с подругой».
Стас, зритель: «Можно сказать, что я вырвался сюда из своей обычной жизни, где не хватает такой вот душевности и атмосферы. С творчеством автора не знаком, но надеюсь, что это никак не повлияет на мое восприятие».
«Вполне себе нормальные причины», — подумала я и посмотрела на время. До начала еще 10 минут. Решила заняться квизом, пройти который настойчиво предлагал зрителям администратор. Задание оказалось несложным, но потребовало читательского опыта: соотнести фотографические образы с названиями книг. Как итог — 10 из 10. Не зря филфак закончила. Еще и сладкий приз получила. Правда съесть конфету с изображением любимой поэтессы не решилась: посчитала кощунством. Да и не успела бы — вечер начался. И сразу с козыря.
«Я иду как могу», — поочередно произнёс каждый из актеров, выходя на импровизированную сцену. И в этой фразе при желании можно найти все: от темы вечера до персональной философии.
Актеры (по моим подсчетам восемь человек) не просто читают стихи. Каждое выступление — небольшой театральный этюд. Кто-то томно закуривает сигарету, наливает жидкость в стакан, а затем цитирует строчки из «Фотосинтеза» — второй по счету книги Веры.
«Знаю, что ты скучаешь по мне, нахалке.
(Сам будешь вынимать из башки осколки).
Я узнаю тебя в каждой смешной футболке,
Каждой кривой ухмылке, игре-стрелялке;
Ты меня — в каждой третьей курносой тёлке,
Каждой второй язвительной перепалке...»
Другие же закутываются в плед, берут в руки чашку горячего и читают о расставаниях, осени и джазе — создают свою собственную атмосферу. Кажется, цитируя одну и ту же поэтессу, каждый, в конечном итоге, говорит о себе, проживая чувства и эмоции автора как свои собственные.
И здесь происходит внутренний конфликт. Почему невероятно живые, эмпатичные, определенно про каждого из нас, стихи Полозковой так часто недооценивают. Считают женщину автором «стихов о любви» на аудиторию «девочки-подростки». Мой внутренний шторм усмиряет, доказывая обратное, следующий чтец. Да, может, стихи Веры и просты, но почему значимое всегда должно быть сложным? Может, счастье в другом?
«...счастье не интервал — кварта, квинта, секста,
Не зависит от места бегства, состава теста,
Счастье — это когда запнулся в начале текста,
А тебе подсказывают из зала».
Из зала ничего не подсказали — не случилось возможности. Актриса прочла без подсказок и как-то по-особому душевно. Настроиться на тональность помогла музыка. Все это время на импровизированной сцене, кроме чтецов, находятся еще два человека. Есения Канарейка и Анастасия Ладысева — музыканты, которых запросто можно встретить в любой могилевской подземке. Девочки настолько вписались, что не только прекрасную музыку, но и присутствие их самих воспринимаешь как должное.
Когда стихают последние аккорды и актеры выходят на поклон, в воздухе виснет немой вопрос. Неужеле это все? Видимо, схожие чувства испытывают и остальные. Кто-то зовет чтецов на бис, кто-то просит Александра Баля (тоже оказался среди зрителей) продлить «литературный оргазм». Но при этом на предложение режиссера прочитать что-то у «свободного микрофона» не отозвался никто. Даже я, хотя еще утром приготовила на этот случай любимое стихотворение все той же Полозковой. Почему — неясно: то ли упустила момент, то ли струсила.
В таком вот состоянии незавершенности что-то вынудило меня подойти к актрисе, которая прочла то самое «счастливое» стихотворение. Точно не зная, что хотела услышать в ответ, сходу выпалила:
И вот здесь что-то екнуло, а потом сложилось. Я же сама себе и ответила на вопрос, который не давал мне покоя весь вечер и создавал то самое чувство незавершенности. Поэтотерапия — вот зачем это все.
Конечно, люди собираются на подобных мероприятиях по разным причинам. Кто-то неравнодушен к словам, кто-то — к поэтам или актерам, которые их произносят. Но еще они приходят за тем, чтобы покопаться в себе. Люди ищут на поэтических вечерах то, что сложно найти в клубе или за барной стойкой. Путь к себе. Ищут — и, как ни странно, находят.
Анастасия Печенькова для vMogileve.by
Фото: Иван Матюлин
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.