Предпринимателям привычнее работать с ОЩУЩЕНИЯМИ, но для эффективного ведения бизнеса нужны ЦИФРЫ, правдивые и точные. Для этого в компании и существует управленческий учет. Про то, на какие именно вопросы позволяет найти ответ управленческий учет, рассказал Владислав Толкач — бизнес-тренер, консультант, преподаватель программы «Управлять по цифрам: управленческий учет и финмодель» в Бизнес-школе ИПМ.
Управленческий учет в той или иной мере есть в любой компании. Это система сбора и интерпретации информации, которая важна прежде всего для принятия оперативных решений по деятельности организации.
Основные вопросы, на которые отвечает управленческий учет:
В бизнесе есть две основные воронки:
Маркетолог Игорь Манн как-то сказал, что в жизни всегда есть место подвигу и дополнительному каналу продаж. Допустим, мы выпускаем межкомнатные двери. Через какие каналы мы продаем? Возможно, у нас есть дилеры, фирменная розница, сети DIY, тендеры, свой интернет-магазин, маркет-плэйсы, на которых мы представлены. Во всех этих каналах предполагается выручка. Но не съедают ли затраты, которые мы несем в конкретном канале, его выручку? Если канал убыточный, то стоит ли от него отказываться? На первый взгляд — да, но возможно, что он косвенным образом способствует продажам в других каналах.
Пример. В Мюнхене на дорогой центральной улице есть магазин, в котором одежду купить нельзя – можно только примерить. Каждый артикул – во всех размерах, но в одном цвете. Пришел, померил, выбрал на сайте цвет, заказал, привезли. «Убыточный» магазин помогает продажам интернет-магазина.
В управленческом учете очень важно считать воронку продаж (конверсии этапа в этап) и стоимость привлечения клиента (какими затратами «обматывается» клиент, продвигаясь от этапа к этапу в воронке продаж). В большинстве воронок этап в этап конвертируется не плавно, а резко. Очень важно анализировать причины этих сломов.
Пример. В обувной магазин зашло 3.300 человек день, из них 450 согласились что-то померить. Из 450 померявших только 28 что-то купили.
450 померявших / 3.300 зашедших = 13,6%. Почему так мало?
28 купивших / 450 померявших = 6,22%. Может ли быть больше?
Что влияет на эти показатели? Цены? Ассортимент? Продавцы? Нужно разбираться!
До какого уровня мы можем снижать цены? Как предоставляемые отсрочки (стоимость денег) влияют на итоговую доходность? Почему затраты на доставку нашего товара из Минска в Брест так сильно отличаются от затрат на доставку того же товара в Витебск?
Например, производитель пива в управленческом учете использует 4 основные аналитики:
По каждой аналитике считаются выручка, прямые затраты и валовый доход, который идет на покрытие косвенных.
Маржинальность продукта – вещь важная, но не единственная. Важно также понимать оборачиваемость. Какой продукт лучше — с маржой в 20% и с маржой в 33%? Если у первого оборачиваемость — 5 раз, то итоговая доходность по нему равна 100%. А если у второго оборачиваемость — 2,5 раза, то итоговая доходность — 82,5%. Маржинальность надо умножать на оборачиваемость.
Если у компании продажи упали на 65%, то осталась ли эта компания прибыльной? Да, осталась, если основная часть затрат — переменная. Например, компания активно пользуется «аутсорсом» и не платит штатным сотрудникам больших окладов (то есть делает всю оплату труда переменной).
Переменные затраты – те, которые зависят от объема (к примеру, объема выпуска). Постоянные — это те, которые не зависят от объемов (или слабо зависят). Подсчитайте, какие у вас будут затраты, если продажи упадут на 10%? Чем будете платить зарплату рабочим в цеху ближайшие месяцы, если продажи будут меньше плана на 40-50%?
Этот вопрос очень полезно обсуждать с руководителями структурных подразделений. Сколько нам стоит наш маркетинг? Это только зарплата маркетологов и реклама? Или также их рабочие места (компьютеры, столы, «софты», аренда, «коммуналка» и кофе)? А если еще к этому добавить «неявные» затраты — сколько бы мы заработали, если бы мы не потратились на столы и «компы» маркетологов, а положили эти деньги на депозит в банк?
Большинство людей искренне думают, что то, что они стоят работодателю — это их зарплата «нетто на руки». А столы, «компы», аренда — бесплатны. Да и кофе в офисе «з неба падае».
Большинству предпринимателей известная ситуация, когда прибыль («на бумаге») — есть, а денег в моменте — нет. Отдали товар в «отсрочку» клиентам, заплатили по старым долгам поставщикам, «вкинули» денег в новую партию товара и еще заплатили НДС и купили новый станок.
Оборотный капитал (дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, запасы и НДС) должны быть в управленческом учете под особым контролем. Эта проблема становится менее болезненной, когда деньги в стране стоят 2-3% годовых — сбегал в банк и «за недорого» решил вопрос. Сложнее, когда деньги в стране под 22-24% годовых.
Финмодель компании в Excele сегодня должна быть на экране у каждого предпринимателя. В ней – 4 основные части:
Если вы хотите лучше понимать, как выстроить управленческий учет в вашей компании, приглашаем Вас принять участие в программах Школы финансов и контроллинга Бизнес-школы ИПМ. На наших программах мы говорим о способах оптимизации финансового цикла и учить правильно дисконтировать денежные потоки.
Ближайшая программа «Управлять по цифрам: управленческий учет и финмодель» начнется 4 ноября. Она предназначена для собственников компаний, финансистов и коммерческих руководителей. Формат программы — 40 учебных часов и 5 практических заданий, выполняемых между сессиями. Занятия проходят в региональных офисах в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно и Могилеве с использованием интерактивной образовательной видеосистемы.
Беседовала Диана Каленик.
Адрес: Могилёв, ул. Ленинская, 63, каб. 015
Телефон: показать телефон
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.