Саспенс, застывшее мгновение и игра слов: что показал Manhattan short film festival могилевчанам

27 сентября 2021 в 14:19
Поделиться
Отправить
Класснуть

Уже в 24-й раз это событие заставляет любителей авторского кино из самых разных стран покупать билеты в кино. С 23 по 26 сентября могилевчанам тоже смогли побыть частью глобального кинофестиваля. Картины показали на большом экране кинотеатра Родина.

«Один Мир. Одна неделя. Один фестиваль».

Работы участников Манхэттенского фестиваля короткометражного кино из года в год выступают своеобразным окном, вид из которого может быть абсолютно разным. Если подойти к нему, можно подробнее рассмотреть стекло со всеми его изъянами. Однако не стоит слишком акцентировать внимание на плоскости. Нужно быть готовым взглянуть сквозь стекло, там живёт целый мир. Со своей глубиной, законами, предрассудками, комедиями и трагедиями.

Manhattan short film festival в Беларуси

Фишка фестиваля в том, что лучшие короткометражки и актеров выбирают зрители. В программе этого года традиционная десятка сильных фильмов о важном, прошедшая отбор судейской комиссии фестиваля из 960 заявок. Некоторые уже завоевывали кинопремии, входили в шорт-лист Оскара-2020, а премьера других состоялась в рамках фестиваля.

«Основной мотив фильмов этого года — ценность человеческой жизни и важность сохранения человечности. Нет ничего важнее этого. Пока мы живы, где и кем бы мы ни были, мы способны найти решение и выбраться из сложной ситуации. Изменить себя и мир вокруг нас», — рассказала представитель Manhattan short film festival в Беларуси Алла Куркуль.

Алла отметила, что режиссёрский подход к короткому метру отличается от обычных фильмов. Но это не подтверждает избитую фразу «Арт-хаус — кино не для всех», а скорее опровергает её. Это некоммерческое кино. Это способ самовыражения и разговор со зрителем о тех проблемах, которые видят участники фестиваля.

«Всё чаще режиссёры обращаются к общечеловеческим ценностям, стараясь донести их до людей через свои картины, находя новые формы и приёмы. Зрителя нельзя обмануть, и никакая реклама не заставит смотреть то, что не затрагивает его сердце и душу. Эти картины, как разговор по душам, который даёт силы жить дальше и находить решение. Подтверждает это и тот факт, что за 13 лет показов программы в нашей стране аудитория зрителей выросла со 100 до 10 000 человек», — заметила Алла.

Что испытываешь, когда идёшь на показ впервые? Скепсис, предчувствие, которое может не оправдаться? А с чем идёшь в энный по счёту? С чувством, что видел уже всё и не зацепит? И в первом, и во втором случае тебя ожидает сюрприз. Увиденное заставит забыть про прихваченный поп-корн, иногда вожмёт в кресло, будет держать в напряжении, сделает частью картины, позволит смеяться и грустить.

Смерть от рукопожатия | Death by handshake

«Я смогу увидеть дедушку и бабушку. Пускай и на расстоянии трёх метров (с)»

Хадсон Флинн, США, 9 минут

17-летний режиссёр фильма Хадсон Флинн ведёт репортаж из «эпицентра эпидемии» Covid-19 — Нью-Йорка (апрель 2020 года). Мировая премьера на Manhattan short.

Разумеется, тема Cоvid-19 не могла пройти мимо. Этот фильм — своеобразный видео-дневник и попытка осмысления юного режиссёра той проблемы, с которой столкнулся Мир и Нью-Йорк в частности. Картина подана зрителю в комедийном жанре. Юмор выступает своеобразным внутренним оружием, которое позволят не падать духом и не поддаваться панике.

На момент съёмок картины Хадсону Флинну было 16 лет. Он стал самым юным режиссёром, чья работа представлена в числе финалистов фестиваля.

Ганеф | Ganef

«На что способны травмы прошлого»
Марк Розенблатт, Великобритания, 14 минут

Маленькая девочка, напуганная страшными рассказами мамы о военном времени, начинает подозревать милую домработницу в воровстве.

Фестивали: награды и номинации в 30-ти международных фестивалях.

Картина является попыткой автора взглянуть на травмирующие события прошлого, отпечатки которого способны передаваться через поколения. Сценой действия фильма является дом богатой семьи. Герои — маленькая девочка, её мама и домработница. Неправильная интерпретация действий приводит к разладу в прежнем укладе жизни.

Плохая примета | Bad omen

«Всё было проблемой, всё было препятствием, которое надо было преодолеть.»(с)
Салар Паштуньяр, Афганистан-Канада, 16:10

Кабул, Афганистан. Пари, вдова и мать двоих детей, едва сводит концы с концами и борется в попытке заказать очки, чтобы работать швеёй.

Фестивали: победитель Vancouver International Film Festival 2020, номинант национальной премии Canadian Screen Awards 2021.

Трудная, как для просмотра, так и для осмысления, картина, ведь затрагивает достаточно острые темы внутреннего уклада жизни, рассказанные самими очевидцами практически без приукрашений.

Как рассказал в своём интервью режиссёр картины Салар Паштунья, основной акцент сделан на устоявшихся стереотипах и проблемах, которые существуют в обществе его страны. Плохая примета не просто название, а своеобразный ярлык, которым награждает общество. В данном случае он приклеен к овдовевшей женщине по имени Пари. Она и является «плохой приметой», которую «принято» сторониться.

К слову, фильм снимался в непростых условиях. На съёмки влияла не только сложная общественно-политическая ситуация в Афганистане, но и непростое отношение самих жителей. Так, после съемки в магазине, его хозяин попросил съёмочную группу покинуть заведение и больше никогда не возвращаться.

Казус | Rough

Суровые банды Белфаста, и в чём провинился пёс.
Адам Патерсон и Деклан Лоун, Северная Ирландия, 13:00

Бывшие военные применяют свой собственный стиль уличного правосудия, но когда они приговаривают собаку к смертной казни, они откусывают больше, чем могут проглотить.

Фестивали: победитель национальной премии Irish Film and Television Awards 2021 и Krakow Film Festival 2021.

Невольно вспоминаются фильмы «Большой куш», «Карты, деньги, два ствола». К этому подталкивает характерный «английский юмор». В центре картины пёс и его хозяин. За некоторой «чёрной» комичностью просматривается безграничная преданность человека к своему питомцу. Такая, что хозяин собаки сам готов понести наказание. Фильм с неожиданной концовкой.

Синдром Aрчибальда | Archibald’s syndrome

Саймон говорит. Или переосмысление стремления всё контролировать.
Даниэль Перес, Франция, 19:15

У Арчибальда забавная, но очень не комфортная для окружающих «болезнь», которая постоянно приводит его к нелепым ситуациям. Но всё меняется, когда в его жизнь врывается таинственная незнакомка.

Фестивали: Гран-при на кинофестивале комедий в Бельгии.

В англоязычных странах есть детская игра «Саймон говорит». Ведущий игры, он же «Саймон», говорит совершить какое-то действие, а остальные участники должны его сделать. К чему это? В центре внимания зрителя парень по имени Арчибальд. Молодой человек обладает особым даром, который непроизвольно отражается на окружающих, — их руки повторяют движения рук самого парня.

За комедийным флёром картины можно рассмотреть основную проблему — стремление всё контролировать. Откуда оно берётся? К чему приводит? Как можно от этого избавиться? Эти вопросы и затрагивает режиссёр.

К слову, в фильме просматривается лёгкая отсылка к старому жанру Roadtrip. К нему относят картины, действия которых развиваются в дороге и выглядят словно набор фотоснимков — событий, развешанных на нити — дороге. Зачастую подобные фильмы не имеют чёткого завершения, что намекает на бесконечность пути. «Синдром Арчибальда» именно такой, хотя в полной мере его нельзя отнести к этому жанру.

Хор любителей финских саней | The kicksled choir

Саспенс, созерцательность и снег.
Торфинн Иверсен, Норвегия, 18:00

В попытках попасть в местный хор, мальчик становится свидетелем драки отца и беженца, после чего он пытается убедить папу, что мир не делится на своих и чужих.

Фестивали: шорт-лист Оскара-2020, победитель Chicago International Children’s film festival и European Youth Film Festival of Flanders и JEFFestival.

О предрассудках и неправильности поспешных действий. Первым центральным персонажем картины выступает мальчик. Он восхищён местным хором, который занимается сбором пожертвований для беженцев. Вторым — его отец. Сильный и суровый, который противопоставляется хору любителей финских саней. Чья сторона будет весомее?

Саспенс, музыка, видеоряд. Всё ведь закончится хорошо? А с другой стороны в голове проносится мысль: «Это же Manhattan short film festival. Тут может быть всё». И это самое «всё» держит в напряжении до финальных титров.

Саспенс — состояние тревожного ожидания дальнейшего развития событий. Самым классическим примером являются фильмы Альфреда Хичкока.

Закрыты для света | Closed to the light

Один дубль. Одно мгновение. Застывшее мгновение.
Никола Пиовизан, Италия, 10:00

Одно жестокое остановленное мгновенье: итальянские фашисты проводят репрессивные казни мирных жителей в Ломбардии во время Второй мировой войны.

Работа итальянского режиссёра, которая достойна внимания не только за смысл, но и за съемку. Тут нет динамики как таковой, что отличает её от остальных фильмов, а всё, от объектов до актёров, в объективе камеры статично. Она движется по кругу, показывая в буквальном смысле застывшую сцену. Актёры меняют своё положение лишь тогда, когда камера «отъезжает».

В основу фильма легли реальные события. Стоит отметить хорошую актёрскую работу, ведь картина продолжительностью в 10 минут снята одним дублем.

Нарушитель спокойствия | Out of time

«Он сказал, что хочет стать танцором. Это её взбесило (с)».
Дельфин Монтень, Франция, 9:00

Феликс настолько нежеланный гость в заведении, что директор вызвал его мать, чтобы остановить внеплановые посещения. Однако у Феликса есть особая миссия, которую он доведёт до конца.

Фестивали: Festival International du film de Bretagne — лучший актер, Festival Chorégraphique International de Blois — приз зрительских симпатий.

Работа французского режиссёра затрагивает проблему болезни Альцгеймера. В центре сюжета пожилая женщина и её внук, который не хочет мириться с обстоятельствами и пытается помочь бабушке вспомнить. И для этого он прибегает к особым действиям, из-за которых получает ярлык «возмутителя спокойствия». Основной месседж — никогда не опускать руки.

Отметить стоит и то, как снят фильм и под каким ракурсом. Действия Феликса в кадре порой создают ощущение, что время замедляется.

Аврора | Aurora

Несчастным быть вовсе не обязательно.
Джо Мерис, США, 5:12

Анимационная сказка о маленькой девочке Джо, которая влюбляется в красивую лошадь по имени Аврора и узнает о любви, дружбе и взрослении. Простой анимационный фильм, но достойный внимания. Он затрагивает те моменты, которые знакомы каждому.

Месье Kашемир | Monsieur Cachemire

Игра слов и к чему приводит тяга к авантюрам.
Юрий Филипп Пайе, Канада, 16:00

К сотруднику банка обращается странноватый клиент, которому нужен кредит на удивительно «сказочное» дело. Сначала разговор заходит в тупик, но случайно открывшиеся обстоятельства делают собеседников лучшими друзьями и приводят к неожиданному финалу.

Премьера фильма: август 2021 на Fantasia film festival (Канада).

Работа режиссёра из Канады. Фильм наполнен кинематографическими сценами и приправлен юмором в духе фильмов братьев Коэнов. То, что они оказали определённое влияние отмечал и сам режиссёр фильма.

Кстати, чем закончится фильм можно узнать практически с самого начала. Всё что необходимо сделать, так это обратить внимание на название. В конце раскрывается, почему именно «месье Кашемир». Смотрите внимательно.

Что испытываешь, когда идёшь на показ впервые? А что в энный по счёту? Эти вопросы не имеют особого значения. Важно то, что остаётся в тебе, когда покидаешь кинотеатр и выходишь под зябкий осенний вечерний ветер.

Сергей Воробьев для vMogileve.by

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.