Время от времени каждый из нас обращается к духовной стороне жизни: вере, религии, иконам. На этот раз в фокусе объектива нашего портала оказался Свято-Вознесенский женский монастырь неподалеку от села Барколабово – духовная обитель, где все дышит умиротворением и спокойствием, где жизнь течет неспешно, где отдыхает душа, утомленная мирской суетой. Здесь хранится символ чудес и спасения для отчаявшихся – Барколабовская икона Божьей Матери. На беседу нас благословила исполняющая обязанности настоятельницы монастыря – матушка Ангелина – человек поистине неземной, настоящее олицетворение чистоты и божественного света.
«И хотя княжна в скором времени умерла, муж после ее смерти воплотил свое обещание в жизнь»
— Матушка Ангелина, расскажите, пожалуйста, немного об истории монастыря.
— История Свято-Вознесенского женского монастыря уводит нас в далекий 1641 год, где княжна Елена Соломерецкая, вступив в брак с Богданом Стеткевичем, договаривается с ним о строительстве женского монастыря. В 1641 году, 7 июля, Стеткевич получает дарственную грамоту - «фундуш»- разрешение на образование Барколабовского монастыря. И хотя княжна в скором времени умерла, муж после ее смерти воплотил свое обещание в жизнь. Так как 7 июля - это день рождения Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, то храм, который был построен, назван в честь Ионна Предтечи. Став основателем монастыря, Стеткевич дарит ему в собственность земельные угодья, водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. Первая игумения была из Кутеинского Оршанского монастыря, звали ее Фотиния (Светлана). Монастырь был организован быстро, и духовная жизнь в нем стала процветать. А уже в 1648 году в местечке Барколабово, в 8 км севернее Быхова, был построен другой храм – Вознесенский, в честь Вознесения Господня. Он был гораздо больше первого и считался главным храмом. И сам монастырь в честь этого храма был назван Вознесенским монастырем, как называется и сейчас. На месте древнего Вознесенского монастыря на современной территории храма стоит крест.
«И с тех пор тысячи паломников стремятся к иконе, потому что Божья Матерь своим чудотворным образом действительно помогает»
— Много легенд ходит вокруг вопроса, как попала одна из самых чтимых икон Беларуси - Икона Пресвятой Богородицы Барколабовская – в Свято-Вознесенский монастырь, и о чудесах, которые она совершает. Расскажите немного об этом.
— Икона оказалась в монастыре в 1659 году. Она была подарена монастырю при весьма интересных обстоятельствах. Князь Пожарский возвращался с войсками в Россию из Польши, и при себе у него была эта икона. Когда отряд князя проходил мимо Барколабовского монастыря, «образ стал недвижим» и никакие усилия не смогли сдвинуть его с места. Пожарский понял, что образ желает остаться в монастыре, и передал его игуменье Фотинии Киркоровне. Икона была первоначально помещена на центральный аналой Вознесенской церкви, так как инокини не знали, куда ее определить. Но в следующую ночь она чудесным образом переместилась к стене храма с правой стороны, туда, где и сейчас находится. И с тех пор икона творила много чудес. Вот несколько примеров. Во времена Северной войны в XVIII веке шведы пришли грабить монастырь, и один из них захотел снять драгоценную подвеску с иконы (она была украшена очень богатой ризой из золота и серебра, и на ней были дорогие подвесочки). Вдруг невидимая сила его отбросила от иконы. Испугавшись, шведские войны ушли. Второй чудесный случай произошел во время Отечественной войны 1812 года. Французы стали здесь лагерем и потребовали фуража для своих коней. Инокини выдали все, что могли, но солдатам оказалось мало. Тогда монахини начали молиться, чтобы господь избавил их от непрошенных гостей. А наутро французские солдаты были шокированы: все их кони были мертвы. И настолько это поразило французского генерала, что он принял православие. И с тех пор тысячи паломников стремятся к иконе, потому что Божья Матерь своим чудотворным образом действительно помогает. В 1882 году Вознесенский храм претерпел пожар: молния ударила в купол, сам храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены. На сегодняшний день этот образ является одним из самых почитаемых образов Божьей Матери в Восточной Беларуси (чудотворных образов Божьей Матери в Беларуси всего четыре: Жировичская, Минская, Белыничская и Барколабовская иконы). Барколабовская икона Божьей Матери очень красивая и своеобразная. Это икона Одигидрия – путеводительница. И она действительна творит чудеса: исцеляет от болезней, помогает бездетным семьям обрести детей. О ее силе говорит множество драгоценных украшений-благодарностей, которые привозят паломники в дар иконе за помощь и чудесное исцеление.
(Сфотографировать себя икона, к сожалению, не дала нам разрешение. Вспышка на фотоаппарате не срабатывала).
«Возрождение храма после пожара 1882 года началось только в 2008 году»
— Когда появился современный Свято-Вознесенский монастырь?
— Возрождение храма после пожара 1882 года началось только в 2008 году. 13 мая 2010 г. в Свято-Вознесенском женском монастыре освящен храм в честь Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А 24 июля, в день празднования Барколабовской иконы Божией Матери, состоялось торжественное перенесение чудотворного образа из Свято-Троицкого храма города Быхова (где все время после пожара находилась икона) в возрожденный Свято-Вознесенский монастырь. В 2011 г. завершено строительство колокольни, заложен фундамент для строительства сестринского корпуса. Государством в постоянное пользование передано монастырю три земельных участка общей площадью около 15 гекторов земли для ведения подсобного сельского хозяйства, а также земельный участок площадью более 5 гектаров для строительства и обслуживания монастыря.
4
«Всякая монахиня – это невеста Христова»
— Жизнь в монастыре кажется неспешной и размеренной. Как проходит день монахини?
— Мы бдим, начиная с утра. День в монастыре начинается в 5.30, но многие встают раньше, чтобы помолиться на начало дня. В 6 утра в храме у нас начинается полунощница – особая монашеская служба, где мы выстраиваемся лицом друг к другу и поем с зажженными свечами очень умилительную песнь, ожидая прихода Иисуса Христа, нашего жениха. Ведь всякая монахиня – это невеста Христова. Потом мы поем акафист нашей чудотворной иконе, вернее Божьей Матери, которая изображена на ней. Ей написан особый акафист одним из наших священников, Георгием Соколовым. Потом, после двадцатиминутного перерыва в 8.00 у нас Часы и Божественная Литургия. Она продолжается 2 часа. Только в 10.00 мы завтракаем. С 10.30 до 15.00 все сестры работают. Потом обед и келейный час: сестры расходятся по кельям и находятся в уединении с Богом. Общественная молитва в храме сильная, но очень важно прикоснуться сердцем к Богу наедине. Это правило очень важное для монаха. В этот час читается пятисотница (500 Иисусовых молитв), одна кафизма Псалтири должна быть вычитана в келье, также одна глава Евангелия и две главы Апостола. Если сестра очень устала, то она может отдохнуть в этот келейный час, но ей придется поздно вечером все равно выполнить эти правила. В 17.00 начинается вечернее богослужение. После этого небольшой ужин по желанию. И после него снова идут молитвы на сон грядущий. Только около 22.00 мы приходим в келью и каждой из сестер предписан час молчания. Мы стараемся в это время не говорить и посвящать эти часы Богу: можно почитать что-то (в монастыре есть библиотека), можно помолиться. Но обязательно как начало, так и конец дня, посвятить Богу.
3
«Это древняя традиция: питая тело, одновременно питать и душу»
— Сколько сестер проживает в монастыре и на каких послушаниях они трудятся?
— У нас 17 монашествующих сестер (послушниц) и 2 трудницы, которые живут при монастыре, но не принимали монашеский сан и имеют право уйти из монастыря в любой момент. Работа в монастыре называются послушанием. Самое первое послушание – это кухня. На кухне обычно трудится два человека: повар и трапезница (помощник повара). Трапезница делает всякие заготовки для повара, также в ее обязанности входит накрыть стол, а после трапезы его убрать. Готовить стараемся не только для сестер, но чтобы хватило и рабочим, которые помогают, и паломникам, если вдруг они есть в обеденные часы. Стараемся, чтобы во время приготовления пищи шла молитва, тогда еда будет вкуснее. С молитвой и простая пища покажется царской. Трапеза в монастыре отличается тем, что когда все едят, одна монахиня читает что-нибудь из святоотеческой литературы: поучения или жития святых. Это древняя традиция: питая тело, одновременно питать и душу.
2
«Спасение – в покаянии, исповеди и причастии»
— Матушка Ангелина, а монахини тоже грешны? И как в монастыре спасаются от греха?
— Мы живем в трудное время, когда грех захлестывает. Грех ведь есть у всех. Раз человек живет, значит у него есть грех. Тот, кто считает, что он безгрешен, впадает в грех гордости. А гордость, как Гордиев узел, связывает все грехи. Человек гордый не может каяться. А мы спасаемся покаянием. Человек высокомерный и гордый способен на все грехи, потому что гордость затмевает. Он унижает других людей и считает, что он этого не делает. Спасение – в покаянии, исповеди и причастии.
«Что такое монах: «моно» - один – ты и Бог»
— Насколько строга монашеская жизнь? Есть ли связь с жизнью мирской? И насколько это мешает?
— Связь, конечно, есть, без этого никак. У нас есть подсобное хозяйство: курочки, две коровки, поэтому яйца, молочко, творог нам покупать не приходится. Огородик у нас тоже свой, поэтому и овощами мы обеспечены. Мы не можем выращивать на зиму картошку, поэтому здесь нам помогают люди. Но что-то приходится и покупать. Деньги на покупки берутся из пожертвований прихожан: кто-то свечечку купил, записочку подал. Многие люди осуждают, что церковь берет деньги. Но нам ведь надо и священнику заплатить (при монастыре есть священник), и расходы оплатить какие-то. Покупаем рыбу и хлебушек (мясо мы не едим: это не обет, но это традиция). Мы не смотрим телевизор, потому что он пропагандирует страсти. То, с чем мы боремся, там выставляют напоказ, как ценность, добродетель. Ум наш не должен быть занят мирскими делами. Ведь что такое монах: «моно» - один – ты и Бог. Компьютером пользуемся, но только в работе: оплатить хозяйственные счета, например. Мобильный телефон тоже используем, но сугубо по делу. Если пользоваться этими вещами разумно, скромно, то это не нарушает монашеский образ жизни. Так что жизнь монастырская – она строгая.
4
« Из всего общества Господь избирает только некоторых, и не всем дано быть в монастыре»
— В монастырь приходят новые насельницы. Как Вы принимаете новых сестер? Что нужно, чтобы попасть в монастырь? Есть ли какие-то правила или возрастной ценз?
— Чтобы стать монахиней, нужны прежде всего послушание и смирение. Что касается возрастного ценза, то нужно обязательно окончить хотя бы базовую школу. А так особых возрастных ограничений нет, но есть ограничения духовные. В монастырь должны идти те, кого призывает Бог. К нам идут по повелению своего сердца, а не избегая трудностей. В миру ведь трудно жить, и большинство людей думает, что в монастыре жить легко. Для многих это ассоциируется с тишиной, покоем – раем на земле. Но это не так. В монастыре живут воины Христовы, а воин всегда ведет борьбу. И борьба эта не с плотью, а с духами злобы поднебесной и с собой. Это очень непросто: и молиться, и послушание нести. Когда приходит новый человек, с ним происходит беседа: надо узнать, насколько он православный, насколько верующий, насколько правильно понимает монастырскую жизнь. Один из святых отцов сказал: «Если бы знали, как (тяжело) в монастыре – никто бы не пошел. Но если бы знали, как (какая благодать) в монастыре – все бы побежали!» Это два полюса: полюс борьбы и полюс необыкновенной благодати и радости божественной. Конечно, нельзя уйти в монастырь, оставив маленьких детей без попечительства. Общение с родственниками послушницам не запрещено, но ограничено. Из всего общества Господь избирает только некоторых, и не всем дано быть в монастыре.
«Ты не знаешь, что это, но так хорошо на сердце, так тебя веселит благодать божественная, и это она тебя к Богу призывает»
— Как давно Вы посвятили себя жизни в монастыре? И как почувствовали, что Ваше призвание – служить Богу?
— В монастыре я 12 лет. До этого я была верующей с 28 лет. О том, что это мое призвание, мне многие говорили еще в молодости. Когда я впервые попала в монастырь, у меня, как и у многих, было такое чувство, что я не смогу, что это очень трудно. Я испытала смущение и смятение. Но все равно меня туда тянуло. Это было в Латвии, возле города Елгава, там находится очень укромный монастырь – Преображенская пустынь. Именно там я впервые познакомилась с монастырской жизнью. Тогда еще до монашества мне было далеко: надо было зреть, спеть. И вот через много лет я все равно попала в монастырь. И так или иначе я полюбила его, потому что там присутствовала благодать. Ты не знаешь, что это, но так хорошо на сердце, так тебя веселит благодать божественная, и это она тебя к Богу призывает. И потом, когда ты возмужал духовно, тебе кто-то скажет: «Уже иди». Я в монастырь пришла после того, как стала вдовой. У меня есть две дочери, и одна из них тоже в монастыре. Это переоценка всех ценностей. Промежуток жизни на земле – это маленький отрезочек. А там – вечность!
«Для этого нужна большая сила воли, как и в любом добром деле»
— Насколько сложно удержать обет монаху? Были ли случаи, когда монахи возвращались в мирскую жизнь?
—
Бывает такое, что человека Бог не призывал, он просто ушел от каких-то обстоятельств. Тогда человек просто не может жить здесь и уходит. И когда монах уходит – это трагедия. Трагедия не для монастыря, а для самого человека. Монахи дают обет безбрачия. Если человек потом решает связать себя узами брака, то рождаются нездоровые, ущербные дети. Потому что это не просто измена, а измена самому Богу. Нас всячески испытывают вражеские силы: помыслы всевают и воспоминания: о родителях, о детях, жалость. Но мы должны это понимать и это гасить. Для этого нужна большая сила воли, как и в любом добром деле. Бывают, конечно, особые случаи. Например, надо досмотреть мать, которая одинока и совершенно беспомощна. Тогда допускается уход на некоторое время с благословения игумении (настоятельницы монастыря) и епископа.
— Когда монах умирает, где его хоронят?
— Везде есть монашеские кладбища отдельные. У нас тоже уже определено такое место. Но там еще никто не похоронен, потому что монастырь обновленный, молодой. На месте старого кладбища на нашей территории стоит крестик.
«Он большой молитвенник и знаток человеческих душ»
— Кто такой духовник и есть ли он у Вашего монастыря?
— Духовник – это опытный священник. У нас духовник есть, он живет в скету, один. Он большой молитвенник и знаток человеческих душ. Он знает, как исправить, если что-то не так у человека. Где-то один раз в месяц он к нам приезжает. Сестры исповедаются, задают ему свои вопросы.
«Это тоже только воля Божья»
— Вы сейчас исполняете обязанности настоятельницы. А что требуется, чтобы стать настоятельницей монастыря? Какова функция настоятельницы?
— Здесь я недавно и пока только исполняю обязанности настоятельницы. Сюда попала из Полоцкого монастыря 4 месяца назад. Но уже скоро меня возведут в сан. Это тоже только воля Божья. И ко всему прочему это очень нелегкое послушание. Настоятельница в ответе за все: и за хозяйственную жизнь монастыря, и за себя, и за всех сестер перед Богом.
«Это не я, это Бог хороший, это он - Добро!»
— Есть люди, с которыми пообщаешься – как глоток солнца вдохнешь. Матушка Ангелина, вы как раз такой светлый человек и прямо излучаете добро. Как Вам это удается?
— Через меня вы просто видите благодать Божью, которая есть в каждом человеке в той или иной степени. Это не я, это Бог хороший, это он - Добро! Он сам себя не может показать, а через людей – показывает.
2
«Испытания нам посылаются не в наказание, а для того, чтобы мы себя изменили в сторону добра»
— И напоследок вопрос, который волнует многих. Как Вы считаете, для чего людям посылаются испытания?
— Все жизненные трагедии, испытания нам посылаются не в наказание, а для того, чтобы мы себя изменили в сторону добра.
Автор: Юлия Костенко
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.