Женя Алефиренко, Алефа, в фотографии давно. Вот уже 15 лет, если не считать перерыв. Хотя вряд ли перерывы в таких историях что-то значат. Отсутствие света над предметом не отменяет его наличия.
А все началось с покупки обычного цифровика.
2
— Когда я выпустилась из школы, в нашей семье появился цифровой фотоаппарат. С ним я пошла на свой первый могилевский рок-концерт. Нащёлкала кучу групп и задалась вопросом, что делать с фотографиями. Я стала искать, куда их можно отправить. В 2005 году интернет был очень своеобразный. На тот момент работал могилевский форум и форум Центра живого рока. Поэтому тогда было не так просто. Но я вышла на одну группу и отдала им фотки. Через какое-то время я стала фотографом ЦЖР. Заработал сайт, и мы стали публиковать отчеты с концертов. Это находило отклик у людей: музыкантам, фанатам, любителям рока это было нужно. Плюс, таким образом сохранялась какая-то история города. Этим я и вдохновлялась. Это была сильная движуха. Кстати, все материалы у меня сохранены.
3
А рок привел Женю в театр. Да, в нашем городе, каким бы удивительным это кому-то не казалось, но все творческие дорожки ведут в театр. Алефе для этого всего и нужно было прогулять пару.
— Рок музыка привела меня на Март-контакт. Мне предложили составить компанию (человек собирался в театр к Тимофею Яровикову). Они о чем-то говорили, я не вникала в разговор, потом предложили поучаствовать мне, и я согласилась. В первый день форума я поняла, что на этой неделе в универ больше не пойду. Так я начала снимать спектакли.
Здесь те фотографии, которые получились без коммерческих шаблонов, они именно про ту глубину и красоту, которую я хотела видеть
Общение с творческими людьми принесло плоды и многому научило. Женя начала фотографировать друзей, пробовать снимать портреты. В конечном итоге увлечение стало работой.
— Я занималась коммерческой фотографией. Это был очень интересный и важный опыт, но в какой-то момент я выгорела. Поняла, что то, чем я пытаюсь заниматься, не соответствует моему внутреннему компасу. И я забросила это дело: продала технику, закрыла ИП. И примерно 2 года не брала в руки фотоаппарат. На этих снимках мое возвращение. Здесь те фотографии, которые получились без коммерческих шаблонов, они именно про ту глубину и красоту, которую я хотела видеть. Наверное, раньше я не совсем понимала и не была готова к этому.
Но деньги не отменили творчество. Женя выступала организатором выставок. Одно время продвигала проект могилевских молодых фотографов. Ребята организовывали большие выставки в выставочном зале. Какое-то время Алефа вела свой могилевский фото-портал, где выставлялась галерея местных фотографов. А в перерыве, в момент творческого выгорания, работала арт-директором тайм-кафе «Небо». О выгорании, кстати, теперь, спустя время, Женя говорит, как о важном периоде.
— Тогда была поставлена точка на 2 года. Все это время я не снимала. Я переключилась на другую работу, на саморазвитие. Тогда в моей жизни появились чудеса. Это очень крутая прокачка. Уже почти 2 года у меня есть люди, с которыми мы каждое утро обмениваемся чудесами. Конечно, клево искать чудеса, когда все хорошо. Но бывают моменты, когда ты не совсем в плюсе и радости. И в эти дни особенно важно найти эти чудеса, найти ресурс, поделиться им и получить его. Это очень ценно. После этого я стала ценить более глубокое общение. Чудеса стали мощной подпиткой моих перемен. В этот период я работала над собой. В этом мне помогала и помогает психотерапия, коучинг, книги, театр. Они дают пищу для ума и развития. Помогают решить какие-то старые вопросы.
Вижу я всех красивыми, хочется об этом рассказывать и показывать
Итогом перерыва стали 11 снимков, которые теперь весят на темно серой стене в маленькой могилевской кофейне. Каждый снимок – это история отдельно взятой девушки. Кажется, на фотографиях изображены не сами модели, а их внутреннее я, то какими они становятся, ощущая свободу.
— Эта выставка сложилась как-то интуитивно. У меня было понимание, что эти фотографии должны прозвучать именно сейчас, но почему я не знала. Наверное, эта история о моем возвращении в фотографию. Несколько фотографий были сделаны в северо-восточной Турции после перерыва примерно в полтора года, тогда я особо не стремилась фотографировать. Но так получилось, что мы создали такие кадры, в которых было что-то большее. В них была та глубина, которой мне не хватало раньше. После этих снимков я задумалась о возвращении. Это были очень спонтанные и заряжающие съемки. Они определили, куда я иду, что я делаю и зачем. С этих фотографий начался другой путь и подход.
Главная тема этих снимков – женская красота и ее созвучие с природой. Алефе нравится общаться со своими героями, раскрывать их.
— Интересна мне эта тема. Вижу я всех красивыми, хочется об этом рассказывать и показывать. Кто-то знает о своей красоте, кто-то нет, кому-то я показываю это через фотографию. А в природе я нахожу очень сильный ресурс. На такой съемке можно просто расслабиться, насладиться красотой природы, зарядиться от земли и стихии, напитаться и сделать работу. Но моей темой я бы назвала человека в принципе. Это такая безграничная тема. Женская красота это только часть. А еще же есть много вопросов: почему этот человек такой, что его заряжает, что он транслирует в мир.
В любом виде искусства ты транслируешь себя
Женины герои – обычные, но уникальные люди. Она не работает с профессиональными моделями, это не ложится в ее подход.
— При работе с профессиональными моделями ты можешь поставить задачу, и они ее отработают. По сути, ты выступаешь в роли режиссера. А мне важно понять самого человека, что ему близко. Тут есть момент сотворчества. Для меня важно поработать с человеком и создать историю вместе. Конечный результат не только моя заслуга, но и моих героев. Для этого нужно быть сонастроенным с моделью. Тогда будет момент, где я направляю, и момент импровизации самой модели.
По словам Жени, фотограф должен развиваться как личность. Она согласна с мыслью, что каждый художник рисует сам себя.
— В любом виде искусства ты транслируешь себя. Чем больше и разнообразнее сферы, в которых ты разбираешься, тем больше у тебя спектр возможностей и шире взгляд.
Но все-таки искусство и творчество это не только трансляция, но и некоторая выброс энергии и ресурсов. Поэтому каждому художнику важно знать, как не только отдавать, но и получать.
— Поиск баланса в жизни — это постоянный вопрос. Да, в процессе я отдаю часть себя, но сейчас, наверное, я больше направляю. Раньше у меня было очень много про отдавание, поэтому сейчас я стараюсь направлять человека, чтобы он искал ресурс внутри себя. Мы можем сколько угодно искать поддержки у родных, находить важные строчки в книгах, но если нет внутреннего стержня, ресурса, это очень быстро развалится. Очень важно сформировать эту основу в себе. И часть моих фотографий как раз направленна на это.
Для себя Алефа уже определила свои способы поддержки и получения заряда. Найти и понять себя, считает Женя, можно в своей семье.
— Меня заряжает моя семья и мой род. Наша история показала мне, кто я есть и где мое место в этом мире. После того, как я начала исследовать эту тему, я перестала думать о переезде. Теперь я знаю, что я нужна здесь, мои ценности и истории здесь.
Мне кажется, человек — тоже космос со своими черными дырами, созвездиями и солнцем
Впереди у Алефы много планов. Женя вовсю готовится к Март-контакту, продолжает развиваться как фотограф и работать в этом направлении. На форуме, кстати, Женя будет вести лабораторию театральной фотографии, да и выставку к юбилейному форуму готовит она. Ну и, конечно, куда же без планов на далекое будущее. В следующей жизни Женя полетит в космос. На эту мысль ее натолкнул вопрос: «Если бы была возможность поговорить с любым человеком любой эпохи, кто бы это был, и о чем шла бы речь».
— Мне почему-то подумалось о тех людях, которые первыми полетели в космос. Каково это было? Они открывали что-то новое и неизведанное. Космос – это масштаб, глубина и множество тайн. Мне кажется, человек — тоже космос со своими черными дырами, созвездиями и солнцем.
А если вы хотите поближе узнать Женю и познакомиться с ее работами и взглядом на мир, приходите в кофейню FamCoffee. Ее снимки будут выставлены до конца февраля.
Ксения Труш для vMogileve.by
В материале представлены работы Евгении Алефиренко
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.