Человек, как Вселенная, велик и многогранен. В нем умещается буря эмоций, водопад страстей, океан желаний, страхов, увлечений и надежд. И каждая такая Вселенная интересна по-своему. А некоторые можно разгадывать и вовсе бесконечно...
С питерским режиссером Геннадием Рафаиловичем Тростянецким портал vMogileve.by познакомился еще в 2018, на форуме «М.@rt.контакт». Фееричные факты его творческой биографии легко узнать из Википедии. Гораздо интереснее хоть немного прикоснуться к личности, проникнуть во внутренний мир гения. Не просто спрашивать и слушать, но и наблюдать за процессом создания шедевра. И вот мы на одной из первых репетиций спектакля «Три красавицы» под руководством заслуженного театрала и педагога на сцене Могилевского театра драмы. Неистовый гений, не устающий растворяться в процессе, отдаваться ему полностью, тонко балансируя между добром и злом, правдой и вымыслом, смехом и слезами, приоткрыл для нашего читателя завесу тайны искусства и человеческой души...
— Утро. Вы проснулись. Что может «сделать» Ваш день, чтобы он был успешным и плодотворным? У человека с такой невероятной трудоспособностью и потрясающей самоотдачей должен быть секрет успеха, иначе делать такие вещи, которые делаете Вы и которые завоевывают всеобщее признание, знаковые награды, кажется и вовсе нереальным...
— Утром я просыпаюсь и думаю, той ли профессией я занимаюсь? Что делать сегодня на репетиции? Что сказать артистам? Кому вообще нужен этот театр, кому нужны эти спектакли? Одни и те же люди приходят в зрительный зал. Ведь по статистике три процента жителей города ходят иногда в театр. Если в городе 400 тысяч жителей, то из них всего 12 тысяч ходят в театр. Остальные живут своей полнокровной жизнью. Поэтому и думаешь каждый день, кому все это надо, зачем... И когда приходишь на репетицию, получаешь от артистов огромный заряд энергии и на сутки забываешь этот вопрос, а утром опять просыпаешься с ним.
Утром я просыпаюсь и думаю, той ли профессией я занимаюсь?
— Со времени Вашего первого визита в Могилев прошел почти год. Что изменилось у Вас за это время?
— Мои же спектакли приезжали сюда из Орла, и вроде бы хорошо шли. За этот год... Во-первых, «М.@rt.контакт-2018» задал очень интересный темп. Мои ребята с «Коровой» (спектакль «Корова» был показан в рамках форума «М.@rt.контакт-2018», прим. ред.) ездили на Платоновский фестиваль в Воронеж. Это очень серьезная вещь и очень большая честь. Во-вторых, мои студенты (режиссёрский курс Г. Р. Тростянецкого в РГИСИ, прим.ред.), практически каждый из 11-ти, после «М.@rt.контакта», который очень их вдохновил, поставили спектакли в профессиональном театре. Женя Колесниченко, которая играла корову, и Никита, который играл мальчика, поставили в Абакане пьесу Валентина Красногорова «Три красавицы». Ту самую, что я делаю сейчас здесь. Я им предложил это, зная, что буду здесь это делать. Предложил в силу того, что это легкая пьеса. И я подумал: «Я ведь многое могу потом украсть у них». Что я, наверное, и сделаю.(Улыбается). Объясню, почему это правильно. Как говорил режиссер Анатолий Васильевич Эфрос, режиссерское решение правильное тогда, когда его можно украсть. Если его нельзя украсть, значит решения нет.
Режиссерское решение правильное тогда, когда его можно украсть. Если его нельзя украсть, значит решения нет.
— Затем
Кама (Камиля Хусаинова, студентка режиссерского курса Г.Р. Тростянецкого в РГИСИ ) поставила на могилевской сцене
«Желтый песочек». Все мне говорят, что очень хороший получился спектакль, очень эмоционально.
(Спектакль заявлен в программе театрального форума «М@rt.контакт -2019», прим.ред.). Один из студентов был ассистентом режиссера у меня на спектакле под названием «Грех» по заказу Тульского академического театра драмы. Я очень редко хвалю себя, но этим спектаклем я горжусь! Вот такая моя работа за год: я работаю, и мои студенты становятся режиссерами. Да, после третьего курса такого не бывает, но у нас случилось — огромный урожай спектаклей в группе. Затем у нас был прекрасный экзамен по сценической речи на основе эпизодов на итальянском языке, но на самом деле они на итальянской белиберде. Задача была, чтобы зритель понял, что они играют. Разные персонажи — и ни слова по-русски. Но! Если ты правильно играешь эмоцию, то понимает любой человек на любом языке!
Если ты правильно играешь эмоцию, то понимает любой человек на любом языке!
— А еще за этот год я встретился с очень интересными молодыми людьми из разных областей, посмотрел несколько любопытных спектаклей и несколько интересных фильмов...Я очень люблю кино.
— Кстати, о кино: какие фильмы у Вас в категории любимых? И что вообще Вас вдохновляет и лечит душу?
— Фильмы самые разные. Мои любимые фильмы — талантливые фильмы. Недавно я смотрел «Манчестер у моря», «Шпион, выйди вон» с блистательной работой Гари Олдмана.Смотрим фильм режиссера, он нам понравился, и дальше — неделя просмотров его фильмов: обсуждаем, думаем, восторгаемся. И это очень помогает в жизни, потому что настоящее искусство всегда позитивно, оно помогает жить. Смотришься, как в зеркало, в хороший фильм, в хороший спектакль.
Настоящее искусство всегда позитивно, оно помогает жить
— Еще мы очень любим ходить в Эрмитаж. Но не просто в Эрмитаж, а в тот его филиал, где выставлены импрессионисты. Это наслаждение. Это просто лечит! Я и студентов туда водил. Вы бредете по залам, останавливаетесь у картин... Кстати, мне пришла там интересная мысль в голову. Вот висит Клод Моне, и рядом еще одна картина Клода Моне, а недалеко — Камиль Писсарро...И я просто растерялся. Здесь на одну картину Моне смотришь — и больше ничего не надо. Почему в музее очень быстро устаешь — потому что там энергетика очень сильная. Пришел в музей — уже через час тебе тяжело, потому что очень сильное воздействие. Это тоже такой очень важный момент. А еще я иногда хожу-слежу за своим спектаклем, который я год назад поставил по Кафке — «Превращение», и который до сих пор идет. В октябре я в Турции впервые оказался, поехал туда отдыхать. У моря, когда основной поток туристов уже схлынул...люди, атмосфера — это было замечательно, мне очень понравилось. Я там оставил один свой рисунок, и хозяин гостиницы сделал его эмблемой гостиницы. Мне это показалось интересным. (Улыбается).
Почему в музее очень быстро устаешь — потому что там энергетика очень сильная.
— Как сложилось, что Вы снова оказались в Могилеве?
— Дело в том, что
Саулюс (бывший главный режиссер Могилевского театра драмы Саулюс Варнас, прим. ред.) давно меня уговаривал, уже несколько лет. Мы дружим с ним со студенческих лет. А после «М.@rt.контакта» и вовсе очень близко общаемся. У нас с ним возникло соглашение: мои ребята приезжают на «М.@rt.контакт», я провожу здесь мастер-класс, но при этом я должен поставить на Могилевской сцене спектакль. И вот получился такой обмен.
Я дал слово. Со мной заключили договор.
— И несмотря на то, что Саулюс уже не работает в нашем театре, Вы все же решили приехать и ставить спектакль?
— Да, а как иначе? Я дал слово. Со мной заключили договор. Надо же слово держать. Саулюс сказал: «Я буду у тебя художником по свету». А я говорю: «И где, куда ты делся?» (Смеется).
— Cпектакль
«Три красавицы», над которым Вы сейчас работаете, предстанет перед могилевским зрителем 16 февраля. Приоткройте завесу тайны: каким он будет? Как Вы его видите?
— Вряд ли я смогу сейчас ответить...Я его вижу так, каким он будет. Это не спонтанно, но зачем рассказывать? Есть прекрасные актрисы, в которых я влюбился. Мы прекрасно понимаем друг друга. В центре сюжета — три женщины, которые решили изменить свою жизнь, сказав себе, что в 55 или в 60 лет еще ничего не закончилось, а все только начинается. Вот это отправная точка, с которой пляшет спектакль. А дальше зрители уже увидят, на что эти женщины пускаются в поисках перемен жизни.
Я его вижу так, каким он будет
— Наблюдая за Вашей репетицией, за тем, как Вы общаетесь с актерами, я была в хорошем смысле шокирована. Это настолько невероятное умение: в одну минуту сделать замечание — и тут же человека похвалить, возвысив так, что он уже и забыл, что ему делали замечание. Как Вам удается так мастерски балансировать между жесткостью и мягкостью?
— Ну как...так! И при этом они с удовольствием работают. Более того, они обижаются, когда я не рычу. Они думают тогда, что я на них обиделся. Подходят и говорят: «Геннадий Рафаилович, а почему Вы так мягко, без эмоций, мне сделали замечание, что-то не то?» (Смеется). А вообще это все случайно во многом. Но важно все время поддерживать человека, и одновременно он должен понимать, где он попадает, а где не попадает. Потому что дело не в человеке самом, а в том, чем он занят, что он делает. Говорить нужно о том, что он делает, а не о его личности. «Да ты бездарный!», «То, что ты делаешь — это все мура!», «Вон отсюда!»...Нет, в моем прочтении (повышая тон): «Старик, стул отнеси, пожалуйста, на место!». И все, человек понимает, что дело в стуле.
«Старик, стул отнеси, пожалуйста, на место!». И все, человек понимает, что дело в стуле.
— У Вас прекрасные студенты, замечательные отношения с актерами...А как по-вашему, какие ценности и принципы формируют этого самого Человека?
— Это вопрос непростой. Он имеет прямое отношение к тому, что я утром себе задаю. Замечательный французский философ Эммануэль Мунье сказал такую фразу: «Наименьшая человеческая единица в обществе — двое». Что стоит за этой фразой? Ты не один в этом мире. Ты кем-то рожден, кого-то родишь, кто-то для тебя придумывает одежду, кто-то выращивает хлеб, кто-то согревает твой дом, который кто-то построил...И ты тоже должен в этом бытии принимать участие. И это нужно понимать, чувствовать. У Чехова есть такая запись в дневнике: «Приходил Толстой. Четыре часа говорили о бессмертии». Вот два серьезных человека четыре часа говорили об этом. Я думаю, что понимание того, что ты не один в этом мире, что каждое существо имеет право на жизнь, и более того, оно тебя продолжает, а ты его — вот это главная установка, и она распространяется в том числе и на нашу мастерскую.
«Наименьшая человеческая единица в обществе — двое»
— А каких людей, с какими качествами, Вы не потерпите рядом с собой?
— Я не переношу несправедливости в любом виде. Искусство, которым мы занимаемся — это игровое искусство. А игра — это всегда игра воображения и в каком-то смысле высокий обман. Я должен обмануть зрителя, что я император, или что я нищий, что эту женщину я люблю. Это высокая игра, в которой смысл выпадает в осадок, и этот осадок остается в душе человека. Вот и все. И если сам театр есть некая игра, некая ложь, то как человек ты не должен лгать. Хватает того, что ты этим занимаешься на сцене. Поэтому ложь для меня тоже непереносима. И все виды лжи: фальшь, пустозвонство. Грубость в любом виде, хамство, наглость. Мне очень близка в этом смысле английская пословица: «Свобода твоего кулака заканчивается у кончика моего носа». Делай все, что угодно, только помни, что мне не должно быть плохо от этого. Это очевидные вещи, и я отношусь к этому очень резко. И если общество строится на этом, оно выживет. Чеховские слова по поводу произведений искусства «умно, благородно и талантливо» справедливы и в проекции на человека. Это трудно, но достижимо.
«Свобода твоего кулака заканчивается у кончика моего носа»
— Смоделируем ситуацию: если бы не театр, в чем бы Вы реализовались?
— Я вообще о кино мечтал когда-то. Мне это было бы интересно. Но вы скажете, что это близко... А вообще мне многое было интересно в жизни. Я ведь когда-то закончил архитектурный факультет. И каждые пять лет мы с моими ребятами-однокашниками встречаемся. Я же опытный волк (улыбается). Я закончил архитектурный в 74-ом году и сразу поступил в театральный. И вот, начиная я 1974 года, каждые пять лет мы встречаемся. Вот в июне встречались... Можно не смотреть на себя в зеркало, а посмотреть на своих друзей. И ты видишь по их лицам, по их седым волосам, как бежит время, которое остановить невозможно. И я горжусь своими друзьями. Я говорю им: «Я приезжаю в Иваново, вижу колоссальный жилой комплекс — это мой друг спроектировал. А еще в Новосибирске, Сыктывкаре, Ульяновске...» А я что делаю? Я строю здание в 7 вечера, и в 10 оно уже рассыпается. Они замахали руками, протестуя против этого. Но тем не менее...Поэтому я очень люблю своих однокурсников, горжусь ими, а они мне говорят, что вроде бы то, что я делаю, для них тоже интересно.
Я строю здание в 7 вечера, и в 10 оно уже рассыпается
— Очень часто люди с актерским образованием, даже будучи талантливыми, уходят из профессии, потому что этим невозможно заработать на жизнь. Как человек, отдавший всю жизнь театру, согласны ли Вы с утверждением, что человек театра = нищий человек (в материальном смысле)?
— Это вопрос больше философский. Действительно, если ты рядовой артист, служишь в театре, то наше общество так устроено, что ты получаешь деньги, недостаточные для того, чтобы чувствовать себя свободным. Но если ты попал в поле телевизионных или киносъемок, то тебе этих денег более чем достаточно. Здесь большой вопрос везения. Мало быть талантливым, сообразительным, надо, чтобы еще звезды так сложились, чтобы повезло. Это если говорить об актерах. Действительно есть люди, которые еле сводят концы с концами. Издавна на Руси актер — это нищий. Но последние 25-30 лет оказалось, что виртуальная реальность все больше завоевывает мир. Девочка стоит в метро, прислонившись к стене. У нее в руках кусочек железа, она жмет на кнопочки и то смеется, то плачет. Она даже не соприкасается с молодым человеком, проживая все эти эмоции виртуально. И возникла колоссальная потребность в производстве этой виртуальной жизни, в создании сериалов. И поэтому артисты питерские и московские стали востребованы, стали сниматься в кино. Один съемочный день оплачивается больше, чем месячная зарплата в театре в несколько десятков раз. Вот и все. А многие перспективы не видят, страсти у них нет, они хотят, чтобы им на блюдечке главные роли подали, машины, квартиры. Нет, такого не бывает. Или ты наделен Всевышним талантом, тебя замечают — и тогда за этот талант ты можешь получать какое-то материальное вознаграждение.
А многие перспективы не видят, страсти у них нет, они хотят, чтобы им на блюдечке главные роли подали, машины, квартиры. Нет, такого не бывает.
— С режиссерами по-другому. Слава Богу, ситуация понимает, что режиссер — это командир театрального производства. Его работа оплачивается более-менее нормально. Это не сравнимо, конечно, ни с какими западными, европейскими ситуациями. С актерами иначе. Но! Я вспоминаю Костю Хабенского, Мишу Пореченкова... И что? Костя Хабенский в Голливуде снимается, во МХАТе играет, совсем другая судьба. И это благодаря таланту, колоссальной работоспособности и невероятной человеческой порядочности. Я горжусь, что работал с ним. И помню, как иду по Владимирскому проспекту, часов в пол-одиннадцатого вечера, а возле театра Ленсовета — толпа девочек, и возвышается Костина голова — он автографы раздает после спектакля. Он меня увидел и говорит: «Извините, ради Бога, Геннадий Рафаилович». Но это было очень давно. У Пастернака есть прекрасные строки: «Но пораженье от победы ты сам не должен отличать». Искусство — это когда ты дышишь этим, когда это естественно для тебя. Но ведь на самом деле театр и кино — это лакмусовая бумажка того, что происходит в реальности. И государственные люди должны платить хорошие деньги артистам, чтобы они могли на сцене, играя, показывать, кто живет в этой стране, что за люди, что за сердца бьются. Как в Париже хранится в вакууме стеклянном платиновый эталон метра, то же самое и театр — эталон человека.
Театр и кино — это лакмусовая бумажка того, что происходит в реальности
— Вы считаете себя свободным человеком?
— О, я могу считать себя кем угодно, даже индийским принцем, вопрос — являюсь ли я таковым на самом деле. Я не хочу быть свободным от любви к своим близким, от памяти дорогих моему сердцу маме и папе, от того, что мне нравится. Не хочу. Для чего я свободен? Каждый день тебе кажется, что наконец-то ты свободен, что наконец ты сможешь что-то сделать свободно. Это тоже очень относительное понятие — свобода. Занимаясь делом, которое тебя выбирает, а не ты его выбираешь, ты поймешь по результатам труда — ты свободным был или несвободным. Сидели ли в тебе эти шлагбаумы, которые ты не мог открыть. Я часто слышу: «Я свободный человек!». Недавно человек, который в собственных, совершенно корыстных интересах, сбил с панталыку совершенно неокрепших душой молодых людей, в ответ на мое возмущение заявил: «Это их выбор: они свободные люди!». Но он оказался несвободным от гадости, от подлости, которую он совершил. И он понимал прекрасно, что это подлость. Поэтому лучше не декларировать, что ты свободный человек, а попробовать на практике доказать это.
Занимаясь делом, которое тебя выбирает, а не ты его выбираешь, ты поймешь по результатам труда — ты свободным был или не свободным
— У каждого человека есть жизненные цели. Вы достигли своих? И есть ли что-то, что Вы может быть хотели сделать, но так и не сделали?
— Да полно таких вещей. Я на самом деле предал себя... У меня была совсем другая мечта, но я, будучи человеком не свободным, а зависимым от подражания кому-то, ушел в сторону от своей мечты. Я не буду в это погружаться, но... Главную мечту своей жизни я не осуществил. Но то, что я делаю, я пытаюсь делать хорошо.
Я на самом деле предал себя...
— Жалеете, что мечта осталась мечтой? И если была бы возможность отмотать ленту и сделать иначе — сделали бы?
— Да,жалею. И да, попробовал бы другие шаги применить. Но я не скажу какие, потому что читатель сразу начнет сравнивать, а этого не надо. Я знаю точно, что можно свою мечту не осуществить, об этом пожалеть, посмотреть назад и увидеть точки, где ты свернул с дороги. Свернул по слабости или потому что поддался искушению. Поэтому я по-хорошему завидую тем людям, которые скажут: я бы так же прожил.
Я знаю точно, что можно свою мечту не осуществить, об этом пожалеть, посмотреть назад и увидеть точки, где ты свернул с дороги
— Будь у Вас возможность поставить спектакль с любой труппой мира, какую бы Вы выбрали?
— Есть несколько тем, которые живут в тебе, как распаханная почва. В моем случае это в первую очередь темы виртуальной реальности, самообмана, в котором человек живет в течение иногда всей жизни. Ведь что такое человек? Человек это в том числе и воображение. Как говорил Маркс, самый плохой архитектор отличается от самой хорошей пчелы тем, что она делает все по инстинкту, а у него вначале в воображении план возникает. Так вот, мы часто живем жизнь в нашем воображении, а не в реальности. И когда случайно какое-то название, книга, пьеса попадает на эту почву — это и есть то, что ты хочешь сделать. Мне ничто не мешает сейчас делать то, что мне самому придет в голову. И если бы мои темы мне предложил любой театр, я бы там их ставил.
Потому что можно сколь угодно бить себя кулаком в грудь и говорить о философии, о позиции, о проблемах, но не убирать на улице.
— Как человек, приехавший из города мечты — Питера — в маленькую провинцию, что бы Вы пожелали Могилеву?
— Я бы пожелал Могилеву, который мне очень нравится (и вообще я очень люблю Беларусь, народ белорусский), чтобы хорошо убирали снег, потому что я сегодня трижды чуть не упал. А позавчера я опоздал на репетицию на 20 минут, потому что я старушку вел за руку, она меня попросила. Вот я бы этого пожелал. Потому что можно сколь угодно бить себя кулаком в грудь и говорить о философии, о позиции, о проблемах, но не убирать на улице.
Юлия Костенко для vMogileve.by
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.