Самотевичи — деревня, которую давно забыли. После аварии на Чернобыльской АЭС она «случайно» исчезла из документации и карт, а затем деревни не стало и фактически. Под землей похоронено 1500 домов, 7000 человек вынуждены были уехать. С 1986 года здесь пусто.
Со времен трагедии прошло 34 года. Я студент МГУ им. Кулешова, и меня случайно занесло на родину великого белорусского поэта, в честь которого назван мой универ. На пути к деревне-призраку дороги разбиты. Нужно быть мастером вождения, чтобы не оставить подвеску в ямках. А через несколько километров асфальт и вовсе пропадает — сплошной лес. И если один раз нам повезло, и мы вытолкали машину из болота, второй раз рисковать не хотелось. Пошли пешком.
Жарко. Заканчивалась последняя бутылка воды. Комары дикие: людей они давно не видели, поэтому отжирались на нас. Больно. Вдруг мы заметили фундамент какого-то здания и забыли о кровопийцах. Это означало, что мы уже дошли до деревни. Дома здесь раньше стояли вдоль дороги. Забавно. Знаете, как узнать, что дом находился именно в этом месте? Раньше у заборов все поголовно сажали сирень. Дома исчезли — сирени остались.
Представляете, раньше здесь кипела жизнь: по дороге бегали дети, их родители ковырялись в грядках, за углом пили мужики, а на лавочках сидели бабушки. Теперь их нет. Нет ничего кроме фундаментов и столба связи без проводов.
Дорога выводит к Свято-Троицкой церкви. Эта разваленная старушка, пережившая пожар и разграбленная мародерами. К ней можно пробраться только через заросли, но это того стоит. Забавно, что ни ворам, ни огню не удалось уничтожить фреску. Кстати, раньше вокруг церкви разворачивался базар.
Внизу подвальное помещение в форме саркофага. Влезаешь туда и чувствуешь себя жмуриком. Хотя, если бы пол обвалился, так бы оно и было.
Если церковь надоела, у деревни есть еще один впечатляющий элемент — нечто, похожее на парк. Но парк с изюминкой: под ногами похоронены 132 человека. Братская могила, дорога к которой сплошь покрылась мхом, совсем не ухожена. А ведь наверняка когда-то здесь было красиво.
Чуть дальше — еще фундменты. Если включить воображение, можно представить все, что было раньше. Мысленно дорисовывал дома. Возле одного из бывших домов стоит одинокий колышек. Грустно. А дальше — заросли. Тупик.
Антон Турков для vMogileve.by
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.