Сложно ли самостоятельно надеть кимоно по всем правилам

30 мая 2021 в 14:34
Поделиться
Отправить
Класснуть

皆さん、こんにちわ!Minna-san, konnitiwa! Всем здравствуйте! Меня зовут Ковалёва Анастасия, я популяризатор Японии в Могилеве. Сегодня я хочу развеять (или подтвердить, кто знает?) мнение о том, что надеть кимоно очень сложно, и только специально обученные люди могут сделать все правильно.

Почему я имею право об этом рассуждать

Я научилась надевать оригинальный комплект для замужней горожанки по японским правилам, собираю коллекцию кимоно с аксессуарами, изучаю японский язык и делюсь любовью к Японии со всеми желающими.

Мои первые полтора десятка надеваний были недостаточно хороши (а в начале и вовсе неудовлетворительными). Я обратилась к просмотру специализированных видео, только они мне помогли не сразу: пришлось много тренироваться, бороться с шелком и бесконечно что-то поправлять и подтягивать. Но со временем всё получилось, и посторонняя помощь мне требуется только в случае сложного узла пояса оби, когда нужно затянуть посильнее (ткань ведь жесткая, плетение плотное).

Итак, перейдем к практике. Вот короткое видео надевания повседневного варианта:

Выглядит не очень сложно, правда? Этот уровень может освоить любой желающий, если только учтет несколько хитростей:

Как сформировать красивую линию воротника без лишних завязочек?

Использовать специальную вставку и натяжитель;

Как закрепить линию подола, не слишком сильно затягивая ленту на талии?

Для удержания ткани достаточно средней силы завязывания. Найдите компромисс между комфортом и удержанием ткани в нужном положении;

Как сформировать ровную складку под поясом, независимо от «капризности» материала кимоно?

Сначала подвяжите воротник, а потом используйте дополнительный поясок, который удержит складку в верном положении;

Что нужно сделать, чтобы при прогулке или поездке в машине это всё не перекосило (и как это по-быстрому поправить)?

В двух словах не объяснить, это надо чувствовать на себе.

Этому научиться легко (все придумано до нас), достаточно внимательно смотреть видео (даже знание языка не обязательно) и пробовать. Я тоже помогаю всем желающим и делюсь опытом, потому что хочу сделать кимоно такой же привычной одеждой, как джинсы или пальто.

Ну хорошо, с обычными девушками разобрались. А что с гэйко и майко? Посмотрите видео, где майко помогают друг другу перед банкетом:

Одеяния «человека искусства» обязывают к таким элементам, что без помощи не обойтись (основное препятствие — особые узлы пояса оби, которые нельзя «крутить» на себе). Это может быть как нанятый специалист, так и коллега по ремеслу. Главное — внимание к деталям и понимание процесса.

У актеров традиционных театров такая же ситуация? Да, в театрах всегда есть несколько людей, которые только одевают актеров и помогают быстро переодеться, знают все тонкости, потому что там костюмы еще сложнее (и часто имеют усовершенствования, нужные только на сцене, например, систему быстрого переодевания прямо на сцене).

Именно поэтому не умерла профессия кимонодзуки — знатока кимоно, который помнит все нюансы традиционной одежды, знает о 74 сезонах и украшениях к каждому из них, уровнях формальности под разные случаи и многом другом.

На сегодня всё.

またね!Matane! Еще увидимся!

Ковалёва Анастасия для vMogileve.by

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

7 комментариев
Диана Рудова
30 мая 2021 в 15:10
огооо, никогда не думала, что столько слоёв необходимо укутать на себе. даже интересно стало, для чего так. спрошу у гугла
Анастасия Ковалёва
31 мая 2021 в 14:12 ответ Диана Рудова
Диана, Добрый день! Для похода на работу вам хватит 3 слоя: нижнее белье, дзюбан (нижнее кимоно для защиты шелка от кожи) и само кимоно. Но за счет обширной вентиляции (снизу, в подмышках, на шее) жить намного легче.
Для гэйко/майко очень важно соответствовать призрачному идеалу женщины, нужно быть как бы не от мира сего, отсюда частично и ухищрения с одеванием. Она ведь должна выглядеть не только утонченно, но еще и обеспеченно, вызывать удивленное "Ах!..". Короче говоря, это все больше для эффекта, чем для практической пользы.
И, конечно, нельзя забывать, что это уже современная версия, когда люди могут позволить себе заморачиваться складочками и воротниками. 100 лет назад это мало кого волновало.

На фото вы можете видеть (это конец 1880-х), что у майко и воротник был как у обычных горожанок, и пояс повязывался проще, и выравнивание фигуры не выражено (сегодня этому много внимания уделяется). А на фото горожанки видно, что многое сделано не то чтобы небрежно, но без строгих канонов.

Соня Логвин
31 мая 2021 в 15:56
У нас в музее дважды была выставка "Традиции и культура Японии" и оба раза я с удовольствием водила по ней экскурсии, просто влюбилась в эту страну!
Анастасия Ковалёва
31 мая 2021 в 17:46 ответ Соня Логвин
Соня, вы специализируетесь на литературе, истории, быте, одежде?.. Я уже долгое время ищу японистов в Могилеве :)
Соня Логвин
1 июня 2021 в 16:40 ответ Анастасия Ковалёва
Анастасия, я работаю в музее, выставки приезжают разные, по которым мы водим экскурсии. Некоторые западают в душу, как было с японской.
Varenik
1 июня 2021 в 13:47
Аригато годзаймасу за интересную статью, Анастасия-тян!
Анастасия Ковалёва
2 июня 2021 в 14:35 ответ Varenik
Varenik-san, yorosiku onegaishimasu! Я обязательно продолжу) Может, есть предложения по темам?