Мы продолжаем знакомить могилевчан с движущей силой Могилева - людьми, которые делают наш город лучше. Бизнесом, который открывался простыми людьми с нуля и порой с минимальным стартовым капиталом.
Мы всегда видим лишь верхушку айсберга, внушительная часть спрятана от наших глазах, поэтому порой может создаваться ложное ощущение особой «везучести» предпринимателей. Именно поэтому мы приоткрываем занавес и рассказываем про путь, которые прошли наши герои прежде чем прийти к определенному результату. Эти истории могут вдохновить вас на новые цели и укрепить веру в свои силы.
Сегодняшняя героиня - Светлана Ткачева. И история ее не совсем обычная - на сегодняшний день Светлана завершила свою 11-летнюю предпринимательскую деятельность. За ее плечами остался невероятный опыт ведения собственного бизнеса и внутренняя мудрость, которая позволила в трудный момент отказаться от того, что было ей так дорого, но тянуло вниз.
Мы встретились со Светланой в кафе. Высокая, стройная, красивая, с лучезарной улыбкой девушка впорхнула в помещение. В руках у нее был старый потрепанный блокнот. Бизнес-леди принесла свой первый блокнот, который начала вести еще в 2009 году. Это была не просто тетрадь, а настоящий бизнес-план, в котором была прописана стратегия развития как личности, так и бизнеса, которого на тот момент еще даже не существовало.
— Я нашла свой старый блокнот и решила его принести на встречу. Я сама с большим интересом его просмотрела. Это очень забавно. Здесь я даже набрасывала варианты названий своего агентства. В 2009 году я начала план действий, а в 2011 я открыла свой бизнес. Все это время расписывала свои конкретные шаги: что и как делать. Это был анализ того, что я умею, на чем люди зарабатывают и что из этого мне близко. Я почти полтора года вела записи. Это и стало мои стартом.
2
Путь Светланы начался задолго до ведения блокнота. Как и у всех - с поступления. Это первый, не всегда верный, но серьезный шаг в жизни подростка. Девушка поступила в педагогический колледж на дефектолога. Учёба была активной, с полным погружением в специфику профессии - работа с детьми с особенностями развития. Эта профессия требует огромной эмоциональной отдачи и вовлеченности, и соответственно, часто приводит к выгоранию. Но можно сказать, что в какой-то степени Свете повезло: она не попала под распределение - в 90-ые был большой спад рождаемости и учителей было больше чем учеников.
— Я не пошла в школу работать. У нас открывался тогда новый ночной клуб, и я пошла туда работать официанткой. Это было классное время и сильная школа. Было очень сложно. На тот момент мне было 19 лет. К открытию пришло 36 официантов, спустя месяц осталось 5. На дрессировали не хуже чем в армии. Например, ты сервируешь стол к приходу гостей, натираешь бокалы. Приходит администратор, смотрит их на свет и видит, что один плохо натёрт. Она берет все 6 бокалов со стола и разбивает их. Записывает тебе в «бой», который ты обязан оплатить, а потом ты идешь и натираешь новые. Все должно было быть идеально. Мы стояли по выправке даже если не было клиентов. Ты не имел права ни облокотиться, ни присесть. И меня очень закалило это место. Где-то было чересчур жестко и грубо, но я всегда на это смотрела и думала - хорошо, я теперь я не буду допускать таких ошибок.
После полугода работы молодую официантку повысили до администратора, а еще через полгода она стала старшим администратором. И именно это, по словам Светланы, стало для нее максимально сложным опытом. Стать начальником тому, с кем работал плечом к плечу. Сделать так, чтобы тебя уважали и слушали, при этом не потерять дружеские отношения. Задача действительно очень сложная, но Света справилась.
— Это была первая ступень в понимании как нужно работать с людьми. Это раскрыло во мне сильную сторону - понимание людей, формирование команды для работы и чувство, что нужно каждому, какая мотивация.
Во время работы Света поступила на заочное обучение по специальности экономика и организация общественного питания. Совмещать учебу и работу стало сложно. И 4 года работы в ночном клубе не прошли даром - полностью сбился график режима сна, дня и ночи, ритм. И Света решила сменить работу, несмотря на карьерный успех.
— Я пробовала работать администратором игровых автоматов. Проработала год. Мне было очень тяжело смотреть на тех людей, которые туда приходят. Но это был год, за который я больше всего прочитала книг. У меня был график сутки через трое. Сутки из которых я читала книги.
Света вернулась в общепит и устроилась в кафе администратором, в котором и проработала 5 лет до ухода в декрет. Спустя год, защитив диплом на 10 баллов, вдохновленная новыми планами, она возвращается к собственнику со своими идеями по улучшению кафе. Но оказалось, что желание что-то улучшить было только у Светы.
— Я писала диплом по кафе, в котором работала. Столько было идей! Я прихожу к собственнику и показываю, давайте сделаем это и это. Директор промолчал. Подходит к моей начальнице и говорит: передай ей, если она хочет здесь работать, чтобы ко мне больше не подходила. И я задумалась, а хочу ли я дальше работать с этим человеком. В тот момент я поняла, что у меня много идей, во мне много жизни, мне много хочется сделать, а тому, кому я предлагаю, это не надо. После этого я ушла, открыла ИП и стала заниматься организацией мероприятий в Могилеве.
И здесь на сцену выходит тот самый блокнот. В котором уже полтора года велись записи, в котором уже было все разложено по полочкам и выведена главная идея для собственного бизнеса - организация мероприятий.
— У меня много друзей парней, которые периодически обращались ко мне за помощью - устроить «романтик» девушке, креативно сделать предложение. И изначально была идея романтических свиданий. Я придумала список интересных свиданий, а потом стала докручивать и поняла, что это только часть. И пришла к другому формату - праздничное агентство, организация мероприятий. Основной поток - это конечно были свадьбы - 70%, но иногда хотелось серьезных мероприятий.
В этом списке серьезных мероприятий - организация ярмарки вакансий для новых заводов Kronospan. На одном из таким мероприятий Свете и ее команде удалось собрать около 1500 тысячи человек и закрыть 60% вакансий на новом открытом заводе. Успех? Несомненно. Было ли так с самого начало? Конечно нет.
— Я никогда ничего не начинаю, если мне не страшно. Если мне не страшно, значит мне туда не надо. Значит это то, что я умею и знаю. Я не буду в этом развиваться. А на тот момент организатор - это вообще было что-то непонятное. Было страшно. На площадку было страшно выходить в первый раз. И очень страшно было работать с именитыми подрядчиками.
Вместе со своим страхом на пару, а еще и с подругой, Света открыла ИП на часть декретных денег. Распечатала визитки и буклеты и с ними в первые дни января пошла к Загсу. Там же они и получили первые два заказа. С этого и начался их бизнес. Они определили главные задачи, которые решал их бизнес: определение концепции, составление сметы, распределение бюджета, подбор команды, составление тайминга дня, составление ТЗ для фотографов и ведущих и координация процесса. Но как, спросите вы? Ведь для любого бизнеса, будь-то крупной компании или ИП необходимы знания! Откуда они были у простой девушки?
— У меня экономическое образование. Но когда я ушла в собственное дело, поняла, что ничего не могу оттуда взять. Т.е. то, чему нас учили, это абсолютно неприменимо к предпринимательству. Поэтому приходилось самой всё узнавать. Просто садилась и читала. За все время я очень много чего узнала сама. Теперь я и сама могу проконсультировать в этих вопросах.
За 9 лет ведения бизнеса Света и ее напарница по бизнесу организовали более 250 мероприятий. Однако подобный вид деятельности изрядно выматывает эмоционально, и в 2020 году Света решила завершить свой бизнес.
— Подготовка к свадьбе занимает очень много времени. Обычно, это год, самое малое - это были свадьбы за 5 - 7 дней. Параллельно приходится вести порядком 15-20 свадеб. Стресуют все: женихи, невесты, родственники и родители. Свадьба - это живой организм, и ты постоянно на мероприятии в состоянии собранности и легкого стресса, потому что следишь за тем, чтобы все шло по плану. На тот момент организатор был как внутренний психолог. А это очень выматывает эмоционально. Но это помогло мне лучше понимать людей. А ещё свадьбы мне дали очень много крутых людей. Я думаю, что вне этой сферы я, возможно, этих людей никогда бы не встретила.
Благодаря таким людям у Светы появился новый бизнес - тайм-кафе «Небо». Это был конец 2016 года, арендодатель их свадебного офиса предложим им новую площадку. Им оказалось бывшее антикафе «Чердак».
— Когда я туда зашла, у меня на глазах появились слезы и я поняла, что я хочу здесь остаться. Мы немного поменяли концепцию кафе, тарификацию и стали проводить другие мероприятия. Получился очень крутой, душевный проект, который просуществовал 5 лет. Мы открывали вдвоем с партнером, но она ушла в 2019 году. 23 февраля будет 5 лет как мы провели в «Небе» первого крокодила. Подтянули знакомых со свадебной тусовки, а дальше уже всё само распространялось. Нам очень помогали, поддержка была колоссальная. Я очень благодарна свадебной сфере, что встретила очень много хороших людей.
Но «ковидные» времена наложили и здесь свой отпечаток, 4 месяца простоя и убытки. Чуть позже Света снова вывела бизнес на прибыль и отпустила…
— Я не хотела отпускать долгое время Небо. Это было моим местом силы. Я считаю, что там концентрация невероятных людей. Но на этом месте я больше не зарабатывала. Для чего такой вид деятельности, который приносит убытки? Нужно уметь уйти. Но большинство держит, потому что очень сильно привязаны к своему бизнесу. Часто слышу, как говорят: бизнес - это словно ребенок, семья. Нельзя так воспринимать. Ты от ребенка не может отказаться, а от убыточного бизнеса - обязан. Ты ребенка уволить из семьи не можешь, а плохого сотрудника обязан уволить из семьи. Поэтому нельзя отождествлять бизнес с семьей. Это живой организм, но не семья. Это здравый смысл.
Наверное, некоторые люди могут подумать, что это поражение. Закрыть два бизнеса. Но глядя на Свету, ее спокойствие и уверенность, понимаешь, что это совсем не про нее. Ни один мускул не дрогнул на ее лице при этом вопросе. Напротив, она ему очень удивилась.
— Это если с самооценкой проблемой, тогда возможно и будешь ощущать поражение. У нас в жизни проходит много этапов и самое важное - признаться в себе, что сейчас я не готов дальше продолжать. Мне тяжело физически и эмоционально, мне тяжело финансово. И если амбиции перекрывают, то можно уйти в минуса, спустить все деньги и заработать нервный срыв. Вовремя остановить себя очень важно. Вообще в жизни нужно уметь вовремя сказать нет. В любом случае, пока тебя мучают вопросы, что что-то не получается, невозможно думать о чем-то другом. А так есть время подумать о будущем. Может я сейчас отдохну годик-два и опять что-нибудь придумаю, у меня уже есть мысли. Правда, говорят, что бывших предпринимателей не бывает. Как это не было бы печально, но я соглашусь с этим. Любое закрытое дело дает возможность открыться в чем-то другом. Я не смогу всё равно сидеть просто так.
Сейчас Света хочет работать в крупной компании, в хорошей сильной команде, которая заинтересована расти и развиваться. Там, где она будет чувствовать, что сможет развиваться и расти дальше. Не хочется отпускать такую интересную собеседницу, кажется, у нее на все есть ответы, глубокие и мудрые. Мягкий, ровный голос успокаивает и располагает к себе. Прощаться совсем не хочется. И я задаю последний вопрос, который часто волнует начинающих предпринимателей - как найти свою сферу?
— Первое, что приходит на ум - деньги будет приносить только та сфера, которой горишь. От которой есть дикое желание. Если начинаешь бизнес только потому, что там есть деньги, то через некоторое время это все погаснет. Когда ты сам на себя работаешь - сложно. Потому что все процессы на тебе - реклама, налоги, документы, продвижения. И этот стресс нужно гасить эмоциями и крутыми впечатлениями от процесса. Может быть есть люди, которые мотивируются только финансово. Я очень эмоциональный человек и меня замотивировать только финансово невозможно. Если есть страсть в чем-то, тогда будет и заработок. По-другому никак. Но на одной страсти тоже не выйдешь, если заниматься исключительно благотворительностью, если всех любить и делать скидки, тоже очень быстро устанешь, потому что финансовая составляющая тоже важна. Это баланс. Финансовая составляющая и эмоциональная. Меня очень легко зацепить на интерес. Если мне интересно, я могу работать днями и ночами. Если мне не интересно - меня не заставишь вообще.
Всем, кто мечтает о чём-то своём, или просто не решается на перемены в своей жизни, знайте, что вы только в начале своего пути. Не сдавайтесь, ведите записи своих целей и желаний, и возможно в будущем именно вы станете героем нашей статьи.
P.S. Станьте следующим героем нашего интервью! Если любите Могилёв, делаете что-то для его развития, вы интересная личность или владелец бизнеса - пишите нам! Возможно, следующая статья будет про вас!
Ирина Власенко для портала vMogileve.by
Фото: Дмитрий Стукалов для портала vMogileve.by
Читайте также:
«Как лось по кукурузе»: история создания кафе
От учителя географии до владельца бизнеса: массаж в стиле рок-н-ролл
«Едкий запах краски я запомнила на долгие годы». История могилевчанки о поиске себя
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.